logo
Сборник 2012

Электронная лабораторная база по физике для элективного курса

Суханова А.Н., ст-ка гр. Ф(о)-08

Научный рук.: к.ф.-м.н., профессор, академик МАИН Гусаков В.П.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

В сфере образования Республики Казахстан создаются благоприятные условия для развития национальной модели, обеспечивающей широкий доступ к качественному образованию на всех уровнях, не зависимо от места проживания. Особую актуальность представляет развитие малокомплектных школ на основе модернизации ее содержательного, управленческого и ресурсного аспектов. Малокомплектная школа (далее – МКШ) – это общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.

На кафедре «Физика» нашего университета была разработана элективная дисциплина «Дистанционные образовательные технологии в преподавании физики в малокомплектных школах» («ДОТ в преподавании физики в МКШ»). Дисциплина создана, с целью подготовить студентов к работе в малокомплектной школе, т.к. учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Данная дисциплина за счет многообразия различных модулей позволит студентам моделировать и конструировать уроки в МКШ.

На сегодняшний день разработана электронная лабораторная база (ЭЛБ) по курсу «ДОТ в преподавании физики в МКШ», которая в дальнейшем заменит семинарские занятия. ЭЛБ существенно отличается от традиционных лабораторных работ по физике.

В содержание ЭЛБ включен обучающий материал для 7, 8 и 9 классов, который, в свою очередь, состоит из обучающего видеокурса, виртуальных лабораторных работ, различных видов тестовых заданий, демонстрационных экспериментов и задач по физике.

Обучающий видеокурс – самый объемный из мультимедийных курсов по физике: вся программа от механики до ядерной физики, подробнейший лекционный материал с динамическими иллюстрациями. Новейшая методика обучения, простота и ясность изложения материала позволят в короткие сроки освоить колоссальный материал, предоставляемый данным курсом. Данный курс ориентирован как на школьников (с 7 по 11 класс), так и на студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Курс послужит отличным дополнительным учебным пособием, которое заменит любой справочник, учителя, домашнего репетитора или подготовительные курсы. В процессе обучения экран монитора превращается в школьную доску, а компьютер в учителя, который подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь красочными динамическими иллюстрациями, выводит формулы, рисует схемы, разбирает задачи, задает вопросы и даже помогает на них ответить. Уроки, озвученные профессиональным диктором, дают возможность непосредственно участвовать в процессе обучения и призваны помочь пользователю быстро и в полном объеме овладеть принципами работы.

Виртуальные лабораторные работы – это электронное учебное пособие и увлекательная компьютерная программа с высококачественной реалистичной графикой и высоким уровнем интерактивности. Включенные в лабораторные работы экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике.

Решение задач осуществляется с помощью программы виртуальный наставник. Виртуальный наставник – новый интерактивный тренажер поможет закрепить изученный материал по физике и послужит прекрасным виртуальным наставником при самостоятельном изучении темы. Программа позволяет повторить теорию или сразу перейти к вопросам и практическим задачам. В случае неверного ответа озвученный анимированный ролик поможет исправить ошибку и объяснит правильное решение.

С помощью данной ЭЛБ студенты разбившись на три группы (на 7, 8 и 9 классы) будут выполнять определённые задания. Например группа студентов в роли учеников 7 класса открывают практические задания для 7 класса, выбирают тему «Движение» и по средством обучающего видеокурса изучают новый материал (рис. 1), группа студентов в роли учеников 8 класса выполняют виртуальную лабораторную работу, а студенты в качестве 9 класса решают задачи.

Рис. 1. Практические задания для 7 класса

Разработанная электронная лабораторная база, бесспорно, будет способствовать: инновационной форме организации учебного процесса в МКШ, рациональному использованию информационных ресурсов школы, росту профессионального мастерства учителя.