logo
Сборник 2012

Услуга финансового менеджмента для малых предприятий

Константинова В.И., ст-ка гр. Фс 08-4

Научный рук.: к.э.н., доцент Цапова О.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Одним из эффективных способов усиления позиций коммерческих банков в конкурентной борьбе за привлечение и удержание клиентов из сферы малого бизнеса является развитие услуги финансового менеджмента. Основная цель банковской услуги финансового менеджмента должна быть направлена на разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента в части принятия рациональных управленческих решений по обеспечению эффективного движения финансовых ресурсов малого предприятия.

Важно отметить, что практически все доходообразующие подразделения любого коммерческого банка имеют дело с клиентами и осуществляют свою деятельность на узко специализированном участке взаимодействия. Раздробленность действий банковских подразделений не позволяет охватить все проблемы клиента. Исходя из сказанного, необходимо разработать этапы финансового менеджмента клиента с позиции коммерческого банка.

Перечислим основные этапы осуществления финансового менеджмента клиента в коммерческом банке:

1-й этап: анализ клиентской базы банка;

2-й этап: ранжирование групп клиентов по видам требуемых для них банковских услуг;

3-й этап: оптимизация финансовых потоков клиента-малого предприятия с учетом его интересов и кредитных потребностей;

4-й этап: диверсификация вложений банка путем использования различных финансовых инструментов рынка и собственных банковских технологий, отвечающих экономическим интересам банка и малого предприятия в финансировании его деятельности.

5-й этап: оценка правильности предоставления услуги и общий мониторинг эффективности реализации технологии финансового менеджмента банком.

Экономическое содержание и структура данной банковской финансовой услуги в ее реализации на практике предполагает участие специалистов различных структурных подразделений банка в обеспечении продвижения этого банковского продукта. Следовательно, возникает необходимость введения в функционально-организационную структуру банка дополнительной инфраструктурной единицы, которая будет обеспечивать привлечение, продвижение внутри банка денежных ресурсов его клиентов. На наш взгляд, реализацией указанных этапов при решении проблем клиентов банка должен заняться координирующий центр, реализующий услугу финансового менеджмента клиента.

К основным функциям координирующего центра относятся:

Данная банковская услуга финансового менеджмента предназначена для привлечения свободных денежных средств малых предприятий путем предоставления им оптимального для каждого типа клиента режима гибкого депозитного счета с учетом размеров, качества и динамики денежных потоков. Под оптимальной формой предоставления услуги гибкого депозитного счета понимается предварительное проведение анализа деятельности клиента для того, чтобы, выяснив структуру его денежных потоков, предложить ему оптимальный вариант гибкого депозитного счета. Гибкий депозитный счет формируется по принципу совмещения на формально одном синтетическом счете нескольких аналитических счетов.

В целом организационное построение и развитие услуги финансового менеджмента предприятий сферы малого бизнеса в региональном коммерческом банке требует системного подхода, который должен учитывать взаимосвязь правил, процедур, регламентов и методов ее реализации с действиями целевой, функциональной и обеспечивающей подсистем банка, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных решений на региональном рынке финансовых услуг, направленных на удовлетворение конкретно заданной потребности.

Внедрение услуги финансового менеджмента малых предприятий в практике деятельности регионального коммерческого банка существенно повисит доверие и лояльность отечественных предпринимателей, что положительно скажется на уровне его капитализации и финансовой устойчивости, также обеспечит конкурентные преимущества на рынке банковских услуг.