logo
Сборник 2012

Внедрение электронных пособий в учебный процесс

Ромашова С.Е., ст-ка гр. Ин(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель Орловская В.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Внедрение различных методов доступа, как нам представляется, должно идти параллельно с развитием методов, дающих возможность пользователям усваивать различные объемы информации. Эти тенденции должны учитываться при реализации проектов, связанных с электронными библиотеками. Одной из первоочередных задач построения моделей электронных библиотек вузов, на наш взгляд, должна быть разработка средств идентификации и классификации объектов электронной библиотеки, интерфейса запросов к ее ресурсам.

Рассматриваемая проблема в последние годы стала активно подниматься научной общественностью. Сказанное в полной мере подтверждается тем, что сегодня возникает острая необходимость использования в научных и социально-культурных целях возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями и средствами телекоммуникаций; в вузах появляется возможность аккумулирования уникальной как учебно-методической, так и научной информации, «рожденной» в этом вузе. Решение названных проблем позволит удовлетворить возросшие требования к предоставляемой информации, а также информационные потребности студентов, аспирантов, научных работников вуза в образовательном процессе и в научной деятельности.

Сегодня электронные (цифровые) библиотеки являются не только объектом обсуждения, но активного внедрения новых информационных технологий, в том числе в Казахстане. Хотя вполне очевидно, что они представляют собой специализированный класс информационных систем, само понятие неоднозначно воспринимается разными специалистами. Это не праздная проблема, т.к. неточное и неоднозначное понимание данного термина может способствовать как минимум сдерживанию новых информационных технологий в обществе.

По мнению большинства специалистов библиотеки XXI века – электронные библиотеки. Их возникновение связано с попыткой специалистов различных областей знаний упорядочить электронные данные, хаотично появляющиеся в Интернет. Это обстоятельство обусловило их обращение к решению задач навигации, размещения данных, доступа к информационным ресурсам и авторского права. Однако различие в понимании структуры и функций электронных библиотек вызывает потребность рассмотреть подробнее эту проблему.

Считается, что электронная библиотека гармонично «вырастает» из традиционной в процессе автоматизации библиотечно-библиографических процессов, появления и наращивания электронного каталога и массивов электронных документов. При этом цифровая библиотека должна представлять собой электронную сеть, соединяющую библиотеку внутри и имеющую связь с внешним миром посредством электронных технологий.

Существует мнение, что электронная библиотека не должна иметь традиционных носителей, свои фонды хранить лишь на различных машинных носителях информации, предоставляя пользователям возможность обмена данными на основе использования различных сервисов Интернет. При этом некоторые отечественные специалисты под цифровой библиотекой понимают хранилище электронных документов, снабженное механизмами для эффективного доступа и работы с ними. Можно предположить, что в недалеком будущем «фонды, каталоги и полнотекстовые ресурсы всех библиотек могут рассматриваться как составные части единой электронной библиотеки. Рекомендуется также такую библиотеку называть «электронным изданием». Как видно, сказанное проблематично и придти в данном случае к единому мнению затруднительно.

Глобальная информационная инфраструктура должна рассматриваться как единая электронная библиотека, обеспечивающая доступ любому потребителю к информационным ресурсам в любой форме и в любом месте. В данном случае очевидно речь идёт о всемирной децентрализованной виртуальной библиотеке.

Цель электронных библиотек является переход к новой форме сотрудничества – созданию открытого доступа всем индивидуумам к имеющимся мировым информационным ресурсам библиотек и информационных центров.

Можно ожидать, что терминологически электронные, цифровые и виртуальные библиотеки в будущем будут обозначать одно и тоже явление и одну и туже систему. При этом они вряд ли полностью откажутся от наличия в них традиционных бумажных и иных носителей информации. Поэтому предлагается рассматривать их как комбинированные или гибридные библиотеки, то есть представляющие как традиционные, так и новые виды носителей информации и информационных продуктов и услуг.