logo
Сборник 2012

Информационные технологии обработки результатов тестовой базы по дисциплине «экспериментальные методы исследования плазмы»

Малюка Д.М., Туркумбаев Ж.Ж., Усеинова С.Б., Шаяхметов Т.С., ст-ты гр. Ф(о)-09

Научный рук.: доцент, к.ф.-м.н. Усеинов Б.М.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

С введением кредитной системы обучения, роль самостоятельной работы студентов значительно возросла. Для проверки качества знания в настоящее время используются различные виды контроля, самым распространенным из которых является тестирование [1]. В данной работе приведены результаты апробации тестовых заданий на примере изучения дисциплины «Экспериментальные методы исследования плазмы».

У студентов специальности «Физика», обучающихся на очном отделении магистратуры ФИТ СКГУ им. М. Козыбаева было проведено два тестовых среза по данной дисциплине. Им предлагалось три варианта по тридцать тестовых заданий закрытого типа различной степени сложности по проверке остаточных знаний.

По полученным результатам проведен пошаговый анализ тестирования.

На первом этапе, на основе анализа листов ответов составляются первичные матрицы тестовых результатов в электронных таблицах Microsoft Excel 2007.

В каждой строке матрицы записываются фамилия студента и результаты его ответов на все тридцать тестовых заданий. Первоначально матрица имеет вид, представленный на рисунке 1.

Рис. 1. Матрица тестовых результатов группы магистрантов до обработки

Суммируя результаты каждой строки, вычисляется индивидуальный балл i-ого испытуемого Хi, то есть результат выполнения теста i-тым испытуемым, являющийся начальной оценкой уровня знаний студентов.

Разделив число правильных и не правильных ответов на число студентов N, получим долю неправильных ответов qi и правильных pi ответов, показывающих меру трудности и лёгкости заданий.

Зная две величины qi и pi, определяется дисперсия j-ого задания, которая характеризует отклонение от среднего.

Функция для нахождения дисперсии определяется произведением двух величин, правильных и неправильных ответов. Чем больше дисперсия, тем лучше задание дифференцирует студентов. Мерами отклонения результатов от среднего являются дисперсия и стандартное отклонение.

Затем матрицу тестовых результатов упорядочивают. Мы получим таблицу изображенную на рисунки 2.

Рис. 2. Матрица тестовых результатов после упорядочивания

Также для оценки характера распределения тестовых результатов строится гистограмма теста. Результаты работы группы Ф(м)-09 представлены в виде столбчатых гистограмм на рисунках 3 и 4 соответственно.

Рис. 3. Гистограмма результатов первого тестового среза

Рис. 4. Гистограмма результатов второго тестового среза

Наряду со дисперсией и стандартным отклонением для дальнейшего анализа тестовых результатов необходимо определить коэффициент корреляции. Если r = 1, то это говорит о полном совпадении поведения числовых последовательностей. Если же r = –1, то имеет место противоположное поведение числовых последовательностей. Если же r = 0, то никакой связи между числами этих последовательностей нет.

При подведении итогов можно сделать вывод о том, что знания учащихся трех групп находятся на различных ступенях знаний. Некоторые вопросы для одних групп кажутся легкими, для других же вызывают затруднение.