logo
Сборник 2012

Финансирование инноваций в россии

Волошина О.И., ст-ка гр. 4ФК1

Научный рук.: к.э.н., доцент Конорева Т.В.

Омский филиал ФГОБУ ВПО «Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

(Россия, г. Омск)

В промышленно развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Россия, имея преимущества в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа учёных во всём мире), на мировом рынке гражданской наукоёмкой продукции имеет лишь 0,3-0,5%, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30%, Китая – 6%.

В Федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предполагается, что определение основных направлений государственной научно-технической политики и выбор приоритетных направлений развития науки и техники должны проводиться с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов, в условиях гласности. Этим законом, в частности, определено, что на финансирование гражданской науки в федеральном бюджете должно выделяться не менее 4% его расходной части. Этот показатель не был достигнут вплоть до 2011 года (4% по сравнению 2,04% в 2002 г.)

Существует три основных способа финансирования науки: финансирование отдельных ученых, финансирование научных учреждений и, выделение средств на осуществление научных программ. В различных странах может преобладать та или иная система финансового обеспечения этой сферы в зависимости от культурно-исторических, экономических, политических и других условий.

Один из каналов финансирования исследований и разработок – выделение средств на осуществление индивидуальной деятельности ученого или коллектива ученых (ведущих научных школ) посредством грантов. Основную часть грантов в области научных исследований в нашей стране распределяют Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Помимо этого в России действует система предоставления президентских грантов, направленных на поддержку молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ.

Во всем мире гранты считаются одной из наиболее эффективных форм государственного финансирования научной сферы, поскольку выделение средств в этом случае осуществляется на конкурсной основе. В связи с этим целесообразно наращивать объемы финансирования научной деятельности посредством грантов, расширяя область их применения.

Другим источником поступления финансовых ресурсов в научную сферу является выделение средств на осуществление деятельности научных организаций, которые получают основное бюджетное финансирование посредством структуры государственных академий, также через гранты и участие в реализации целевых программ.

Одна из положительных тенденций последних лет – активное применение российскими научными организациями системы, по которой финансирование фундаментальной и прикладной науки происходит по принципу софинансирования. В области фундаментальной науки поддержку получают те руководители и коллективы, у которых есть гранты РФФИ, РГНФ «Роснауки». В области прикладной науки и инноваций бюджетное финансирование направляется тем, у кого заключены договоры на выполнение НИОКР с предприятиями.

Третий способ финансирования науки – финансирование отдельных проектов, В нашей стране оно осуществляется в основном в рамках выделения средств на федеральные целевые программы (ФЦП). Необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий была сформулирована еще в Бюджетном послании Президента 2007 года. В настоящее время создана Российская корпорация нанотехнологий, осуществляющая отбор и финансирование проектов, которая также выступает в качестве государственного заказчика реализации федеральных целевых программ в области нанотехнологий. Кроме того, действует ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Общий объем финансирования программы – 194,9 млрд. руб., из них бюджетные средства составляют 69 %.

Существует еще один способ финансирования научной деятельности. Ежегодно законом о Федеральном бюджете предусматриваются выделение средств субъектам Российской Федерации, которые, в свою очередь, передают их в виде субвенций бюджетам наукоградов. Данные средства идут на развитие и поддержку их социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры. Наукограды – это своего рода корпорации, выросшие до масштабов города, где происходит реализация трудоемких научных проектов, с крупным предприятием (зачастую, хотя и не всегда, государственным), лежащим в основе данного образования. Их особая социально-культурная и психологическая атмосфера способствует повышению мотивации труда без дополнительных материальных затрат.

В заключении можно сказать, что требуется проведение систематизированной государственной политики, без которой увеличение финансирования (которое остается крайне скромным в сравнении с другими странами) вряд ли даст значительные результаты. Необходимо сосредоточить усилия как на построении эффективной структуры государственного финансирования исследований и разработок, так и на разработке и внедрении мер налогового стимулирования инноваций с целью привлечения частных инвестиций в данную отрасль, как наиболее эффективных.