logo
Сборник 2012

О решении текстовых задач

Камдина Г.А., ст-ка гр. М(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель Воронина О.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.

Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека.

Основными целями решения текстовых задач являются:

Для начала узнаем, что такое задача:

Приступая к решению какой-либо задачи, надо её внимательно изучить. Этапы решения задач, являются формами развития мыслительной деятельности. Весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов, которые представлены ниже в таблице 1, основные из этапов отмечены * [1].

Из указанных восьми этапов четыре являются обязательными, и они имеются (в том или ином виде, явно или неявно) в процессе решения любой задачи. Это этапы анализа задачи, поиска решения, осуществления решения и формулирования ответа. Остальные этапы являются необязательными, и они имеются лишь при решении сложных или каких-то особых задач.

Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический и т.д., в таблице 2 рассмотрены некоторые из них. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей [2].

Таблица 1

Этапы решения текстовых задач

Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.

Наблюдается активизация их мыслительной деятельности работы. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.

Таблица 2

Методы решения текстовых задач