logo
Сборник 2012

Проблемы адаптации детей-инвалидов в обществе

Савельева Т.В., ст-ка гр. СПС 10-1

Научный рук.: к.э.н. Демьянов В.Г.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Одним из приоритетных направлений в социальной политике Республики Казахстан является решение проблем, связанных с реабилитацией и социальной адаптацией детей-инвалидов. К глубокому сожалению процесс интеграции детей – инвалидов в обычные школы весьма сложен и далёк от идеалов стран Европы и Америки.

Несмотря на антидискриминационную политику нашего государства по отношению к людям с ограниченными возможностями и в частности к детям-инвалидам, а так же перехода от жесткого противопоставления обществу ребенка-инвалида к его интеграции в социум, и систему образования, наши люди так и не научились относиться к таким детям с подобающим отношением. Чаще всего мы наблюдаем выстраивание определенных символических проблем и стереотипов, которые ставят само общество перед детьми-инвалидами, сломать которые порой гораздо сложнее, нежели физические препятствия.

Не случайно в наше время государство активно развивает такие культурные ценности гражданского общества как толерантность, эмпатия, гуманизм, уважение человеческого достоинства и решает, пожалуй, одну из главных проблем на сегодняшний день в обществе, равенство прав всех граждан республики.

Очень часто дети-инвалиды изображаются в глазах общества в качестве своеобразного бремя, как для заботящихся о них близких, так и государства, что на корню отсекает современная эпоха, провозглашающая социальное равноправие в качестве нравственных основ общества.

Увеличение числа детей-инвалидов, профилактика детской инвалидности, а так же проблема предупреждения детской инвалидности является главной задачей нашего государства. Поэтому проблема адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме приобретает особую актуальность на сегодняшний день.

Проблемы детей-инвалидов не могут быть поняты так же вне социокультурного контекста, в котором присутствуют такие дети, их семьи и социальное окружение в целом, согласно этому дети инвалиды имеют множество затруднений не только в процессе течения своего заболевания, но и в плане внешности, неприспособленности, специальных потребностях, что основывается главным образом на предрассудках общества к ним.

Неприятие инвалидности ребенка, изначально идущее от семьи, становится тяжелой нагрузкой на психику ребенка, в дальнейшей жизни в социуме. Так, семьи детей-инвалидов, узнав об инвалидности своего ребенка, прежде всего отказываются принимать сложившуюся ситуацию, после чего возникает чувство растерянности, обиды, направленной не только на себя, но и на окружающих людей, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на самого ребенка. Родители детей с ограниченными возможностями, столкнувшись с данной ситуацией, своим поведением изначально обрекают их на негативную реакцию общества касаемо проблемы этих детей. Но социум отказывается считаться с такими детьми, зачастую в силу не только родительских предубеждений, но и сложившихся за долгие годы своих многочисленных негативных предрассудков по отношению к детям-инвалидам.

Тем самым из вышеописанной реакции родителей на появление в семье ребенка-инвалида, вытекает ещё один очень важный фактор, не только сдерживающий внедрение в общество детей с ограниченными возможностями, но и развитие инклюзивного образования в нашей стране, это неготовность родителей детей-инвалидов обеспечить получение их ребенком образовательных услуг в учреждениях общего типа.

По статистике в Республике Казахстан лишь половина детей-инвалидов посещают общеобразовательные учреждения. Исходя из этих данных возникает масса закономерных вопросов – почему процессом по внедрению инклюзивного образования в Республике Казахстан охвачена лишь часть детей с ограниченными возможностями? - Чем и в какой мере обусловлена такая ситуация?

Из чего, по результатам исследований, выясняется подтверждение мнения о том, что родители таких детей не доверяют общеобразовательной системе, исходя из своих собственных страхов не только по поводу квалифицированности специалистов в обучении и воспитании их детей, но и как показывает практика, беспокойства о неприятии их детей обществом сверстников.

В дальнейшем происходит усугубление ситуации самими родителями в их предпочтении осуществлять уход, обучение и воспитание самостоятельно не владея в большинстве случаев навыками педагогического взаимодействия с ребенком. При всём этом ребенок-инвалид находится в условиях полной изоляции от общества, что не только не способствует его дальнейшей интеграции в общество, но и ведёт к целому ряду психологических проблем в восприятии их социумом: возникновение многочисленных значительных трудностей в общении со сверстниками, повышенный уровень тревожности - и это лишь незначительная часть комплексов и проблем ребенка-инвалида во взаимодействии с обществом.

Учитывая изложенное, в современное время перед государством стоит острый вопрос по внедрению детей-инвалидов в общество, а это острая необходимость в создании как можно большего количества разнообразных сообществ для детей с ограниченными возможностями, для того чтобы у них была возможность не замыкаться в себе, а иметь свой круг общения, нужны так же и кружки по интересам, проведение психологических тренингов в поддержку не только детей, но и по оказанию помощи их родителям по правильным подходам в вопросах воспитания таких детей. И, конечно же, не стоит забывать о самом главном, о внедрении в общество осознания идей равных прав и возможностей для детей-инвалидов. Пока государство, путем разнообразных мероприятий, не донесёт до общества правильность своих идей, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в нашем социуме не будет достигнута. Кроме того в данном процессе существует так же острая необходимость перехода от помощи специальных медико-учебных учреждений к гораздо более современным и качественным методам, которые будут давать людям полный спектр возможностей активного участия в общественной жизни. Именно эти взаимоотношения детей с ограниченными возможностями и общества явятся огромным мощнейшим фактором адаптации детей-инвалидов. Дети с такими проблемами смогут реализовывать все свои потенциальные возможности активной жизни в обществе. Следовательно, все вышеперечисленные меры, произведённые государством, смогут подтолкнуть детей-инвалидов к стремлению изменить свою жизнь и, наконец, дети обретут уверенность в своих силах.