logo
Сборник 2012

Оригаметрия и предпрофильная подготовка учащихся

Естанова У.А.

Научный рук.: доцент Акбердин Р.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Как наука она родилась из необходимости решать важные жизненные проблемы, из человеческой практики, из наблюдений за окружающим миром, из жизни. Сегодня, стоит только посмотреть вокруг – всюду геометрия! Современные здания и космические станции, интерьеры квартир и бытовая техника. Геометрия во всем!

В настоящее время проблема качества обучения и воспитания, развития геометрических способностей учащихся приобретает еще большую остроту и актуальность. В чем же проблема? Дело в том, что ни один предмет в школе не начинают изучать с таким запозданием, как геометрию. К 12-13 годам, когда ученик приступает к изучению геометрии, непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-настоящему не проявившись. Как отмечал Шарыгин Игорь Федорович, «главным действующим лицом геометрии должна быть фигура, а главным средством обучения – рисунок, картинка.

Геометрия нуждается в особом представлении. Сухое, академически строгое изложение здесь не подходит. Фигурки наглядно показывают, что мы живем в мире, который является объемным. Они способствуют развитию наглядно-образного мышления. Ученику трудно осознать темы. Значит, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше информации передавалось ученику через наглядность. Такую возможность нам дает старинное японское искусство складывания различных фигурок из бумаги, вызывающих ныне все больший интерес – оригами.

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт). Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.

Как связано искусство оригами и точная наука математика? Этот вопрос я решила изучить.

«Разверните фигурку оригами и посмотрите на складки – вы увидите лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, мы, математики, называем ее двухмерным множеством. Если предположить, что произведение оригами является множеством, можно открыть немало интересного. «Именно это побудило меня заняться оригами», – рассказывает дизайнер оригами Адзума Хидэаки. Адзума учился по специальности геометрия в аспирантуре математического факультета Университета Тохоку. Все семь лет, которые понадобились ему для завершения мастерского курса, он занимался почти исключительно теорией множеств. В связи с семейными обстоятельствами он вернулся в родной город Нара. Дома он случайно наткнулся на книгу об оригами, которая осталась с детской поры. Именно тогда он нащупал связь между оригами и множествами.

Его подход к технике оригами весьма необычен: «Для выполнения какой-либо фигуры в оригами используют квадратный лист бумаги. А почему бы не взять вместо него, например, прямоугольный? А вместо того, чтобы складывать бумагу по многочисленным симметричным линиям, как это обычно делается в оригами, почему бы не выбрать в качестве оси симметрии одну точку? В иллюстрациях к выполнению оригами очень часто можно видеть прямоугольные треугольники, но, разумеется, в оригами никто не запрещает использовать и другие виды треугольников».

Когда я складывала базовые формы оригами, то заметила, что уже на первом этапе знакомства с оригами дети узнают простые формы, такие как прямоугольник и треугольник. Складывая блин узнают квадрат, воздушный змей – ромб и т.д. Таким образом, оригами и математика (а именно геометрия) неразрывно связаны.

Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей (успешно написать самостоятельную или контрольную работу, сдать зачет) – все это никак не способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, задач, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.

Предлагаемая программа элективного курса предназначена для расширения и углубления базового образования по математике

Предлагаемый курс способствует развитию логического мышления, наблюдательности, внимательности, творчества, повышает интерес к предмету, а также формирования умений решать задачи нестандартными методами.

Цель изучения данного курса: расширение знаний обучающихся по геометрии с помощью оригами, повышение интереса к предмету, а также развитие логики и творчества.

Для освоения содержания курса необходимо владение базовым уровнем школьного курса математики. Уроки проходят в объяснительно – иллюстративной и индивидуальной форме, учебно-методический план занятий предложен в таблице 1.

Таблица 1

Учебно-методический план (ч)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

1. Знакомство с оригами

2

1

Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания

1

2

История возникновения и развития оригами

1

2. Основные построения с помощью оригами

2

3

Основные построения с помощью оригами

1

4

Построение биссектрисы угла с помощью оригами.

Свойство биссектрисы угла

1

3. Геометрия треугольника с помощью оригами

4

5

Построение медианы треугольника. Точка пересечения медиан треугольника.

1

6

Построение биссектрисы треугольника. Точка пересечения биссектрис треугольника.

1

7

Построение высоты треугольника и нахождение точки пересечения высот треугольника.

1

8

Построение серединного перпендикуляра и нахождение пересечения серединных перпендикуляров

1

4. Геометрия четырехугольника с помощью оригами

4

9

Прямоугольник

1

10

Простейшие задачи решаемые оригами

1

11

Простейшие задачи решаемые с помощью перегибания бумаги

1

12

Получение правильных многоугольников из квадрата

1

Предлагаемый предпрофильный элективный курс дает возможность учащимся: