logo
Сборник 2012

Последствия вступления россии в вто

Мягченко Ю.В., ст-ка гр. 428-ю

Научный рук.: к.э.н., доцент Немцова Н.В.

НОУ ВПО «Омский юридический институт»

(Россия, г. Омск)

Всемирная торговая организация (ВТО) в настоящее время является ведущей международной организацией по регулированию вопросов либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений между странами мира. В октябре 2011 г. длительный переговорный процесс по вступлению России в ВТО был завершен. И, в конце прошлого года, 16 декабря, восьмая министерская конференция ВТО одобрила пакет документов, содержащий российские обязательства в рамках присоединения к ВТО. После ратификации соответствующих документов в России страна сможет стать полноправным членом ВТО уже к июлю 2012 года. Один из вопросов, возникающий в экспертной среде в связи с этим решением, – как присоединение к ВТО повлияет на экономическое развитие России.

Что говорит за вступление России в ВТО?

Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации.

Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.

В-третьих, ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну – из-за проблем с еврейской эмиграцией.

В-четвертых, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов».

В-пятых, адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по «чувствительным» позициям экспорта.

У критиков вступления – также имеются свои доводы.

Первый: на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда.

Второй: защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.

Третий: членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности. При «открытых дверях», а это – один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение субсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки, в конечном счете, обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, сельхозпроизводителей.

Четвертый: интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

Пятый: ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом – известным лоббистом интересов США. «Внедряясь» в «американоцентричную» мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.

Сторонники и противники нашего членства в ВТО сходятся в одном: России так и так придется согласиться, как минимум, на экспортные уступки. Максимум, пойти на очередную реструктуризацию отечественного рынка.

Другое дело, что некоторые нормы ВТО мы уже соблюдаем, подписав Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии (ее мы не ратифицировали), соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

В практическом плане уже согласованы пошлины примерно на 70-80 процентов импортируемых товаров. Что касается свободного доступа к нам иностранных банков – фактических регуляторов экономического развития страны, то пока вопрос так не ставится. Зато квота зарубежного капитала на российском банковском рынке будет увеличена с 25 до 50 процентов, а пошлины на импорт иномарок до 2014 года снизятся с 25 до 15 процентов.

Тем не менее, вступление России в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономическим издержкам, связанным с реструктуризацией российской экономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер Россия будет испытывать определенные издержки, и извлекать определенные выгоды от присоединения.