logo
Сборник 2012

Проблема самоопределения личности в контексте изменяющегося социума

Переверзева Е.И., ст-ка гр. Ом-311С СМ

Научный рук.: к.п.н., доцент Южакова Т.И.

Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

Современное состояние российского общества характеризуется глубокими изменениями во всех сферах жизни. Многие прежние базовые ценности в массовом общественном сознании разрушены: честный труд на благо Родины, достойно прожитая жизнь, энтузиазм. Жестокая рыночная экономика с её откровенным цинизмом по отношению к человеку вызвала ответные реакции, о которых уведомляют нас криминальные сводки новостей. Учителя первыми столкнулись с опасными последствиями эпохи перемен: труднообучаемых детей становится всё больше. И вновь актуальным становится вопрос: что делать?

Очевидно, что молодому поколению педагогов с высшим образованием придётся восстанавливать в обществе духовно-нравственные ориентиры, при этом с такой же очевидностью надо понять: духовный потенциал не багаж, который можно получить из рук в руки. Он созидается напряжёнными самостоятельными усилиями в условиях непростого выбора жизненных приоритетов.

Современный человек живёт в эпоху цивилизационного слома: появляются новые формы жизнедеятельности, поведения и взаимоотношений людей, наблюдаются ситуации поисковой неопределённости и для растущего человека обостряется проблема чутко реагировать на происходящее вокруг. И здесь возникает дилемма: адаптироваться к реальным условиям или самому выстраивать линию своего поведения, а значит, и линию жизни.

В этой связи наибольшую актуальность приобретает проблема выбора как способности к самоопределению в постоянно обновляющихся внешних обстоятельствах. Решение этой проблемы ставит новые задачи, прежде всего, перед педагогами, так как именно от них сегодня зависит - освоит ли ребёнок, подросток такую модель поведения, при которой естественным развивающим фактором служит способность проявлять самостоятельность.

Самоопределение личности проявляется в осознанном выборе, в стремлении занять собственную, достаточно независимую позицию в системе отношений. В процессе самоопределения человек сам проектирует и строит свой жизненный путь. Такой взгляд на проблему самоопределения позволяет видеть в личности не столько «данность, сколько поиск», что означает отсутствие какой-либо предначертанности, однозначности. Это состояние делает личность открытой к восприятию нового, нестандартного и тогда формируется готовность личности к изменениям в окружающей среде.

Идея самоопределения личности возникла и получила обоснование в трудах гуманистов. Освоение гуманистических воззрений в процессе изучения философско-педагогических дисциплин сопровождается сомнениями, так как они ещё не стали доминирующими в практической деятельности не только школьных учителей, но и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. На занятиях нередко возникают дискуссии, где предметом обсуждения становится рассогласование между житейским опытом, наблюдениями и научно обоснованными рекомендациями к организации педпроцесса. Необходимость отказа от авторитарности осознаётся многими, но в массовой образовательной практике у большинства срабатывают привычные стереотипы диктата. Опыт показывает, что отказ от устаревших подходов происходит лишь после серьёзного анализа, осмысления неординарных ситуаций. Авторитарные методы ни у кого не вызывают симпатий, однако отвыкнуть от них и перейти к другой модели отношений, к той же технологии сотрудничества, не хватает душевного опыта, духовных сил, внутренней культуры.

Смысл высшего профессионально-педагогического образования в современных условиях хотелось бы найти в том, чтобы активно поддерживалась позиция самоопределения в решении многих вопросов, чтобы во взаимоотношениях на всех уровнях преобладала атмосфера сотрудничества. Приобретая подобный опыт, выпускник вуза будет более уверенным человеком, а значит, сможет смелее отказываться от отживших шаблонов и осваивать достойные уважения модели поведения и жизни.