logo
Сборник 2012

Библиографический список

  1. Антонян, Ю.М. Насилие в семье / Ю.М. Антонян, И.В. Горшков, Р.М. Зулкарнеев и др.; под ред. Д.К. Нечевина. – М.: ВНИИ МВД России, 2000. – С.11.

  2. Кукушкина, Л.Е. Детство без насилия / Л.Е. Кукушкина // Социальная работа. – 2010. – № 1. – С. 10-14.

  3. Официальный сайт ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://serbsky.ru (дата обращения: 09.04.2012).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Емельяненко А.А., ст-ка гр. СР-319

Научный рук.: к.и.н., доцент Станкова М.В.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

(Россия, г. Омск)

Сегодня Россия занимает одно из первых мест по количеству брошенных детей. Одной из проблем общественного развития является поддержание социальной целостности в обществе, все члены которого должны найти свое место в сложной механике его функционирования, приняв на себя определенную роль в подержании своих ценностей и институтов. Проблема социальной адаптации детей сирот является актуальной в наше время. Дети, оставшиеся без попечения зачастую проживая в образовательных учреждениях, находятся в жестких социальных условиях. Объясняется, это тем, что детские дома практически не способны обеспечить детей всем необходимым для адекватного развития, а государственные социальные проекты нередко замораживаются, из-за недостатка финансовых средств бюджете.

На сегодняшний день число домов - интернатов для детей составляет 148, в них детей 22,3 тысячи человек.

Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности [1, с. 359].

В домах интернатного типа обнаруживается широкий спектр проблем. Основными правонарушениями данных учреждений является отсутствие мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – воспитанники курят, употребляют спиртные напитки, совершают самовольные уходы, допускают противоправные поступки.

Отчасти подобные явления обнаруживают, сложности процесса социализация детей и в связи с этим широким распространением такого явления как «госпитализация». Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, глубокую психическую и физическую отсталость [3], возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р. Спитсу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать и в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

В учреждениях с длительным пребыванием детей возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток внимания к ребёнку, недостаток эмоционального проявления со стороны персонала. Эти влияния вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей. При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства, но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности [2, с. 278-295]. Все это происходит из-за отсутствия у ребенка представления нормальной модели семейных отношений.

На наш взгляд, при работе с детьми-сиротами особое внимание следует уделять: обучению и социальному воспитанию; соц. защите и защите прав учащихся-сирот; постинтернатной адаптации.

Оказание помощи воспитанникам детских учреждений располагается в русле самоактуализации через успешную социализацию. Сейчас статистика показывает, что лишь 10% выпускников детских домов находят свое место в жизни. После окончания интернатного учреждения дети выходят в наш мир одинокими, психологически депривированными, не приспособленными к проживанию в неколлективной среде.

Одним из вариантов решения проблемы может стать оказание детям большего количества внимания, которое помогут реализовать волонтеры.

Задача волонтеров – стать детям старшими друзьями, проводниками в мир взрослой самостоятельной жизни. Волонтеры могут стать теми людьми, на помощь и совет которых дети смогут рассчитывать и после выхода из учреждения.