logo
Сборник 2012

Исследование мотивации студентов омских вузов

Орлова Л.П., Вагнер В.Ф., ст-ки гр. 3ФК1

Научный рук.: к.э.н., доцент Конорева Т.В.

Омский филиал ФГОБУ ВПО «Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

(Россия, г. Омск)

Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу её применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции.

Предпосылкой к нашему исследованию явилось неоднократно замеченное неадекватное отношение студентов вузов к учёбе. К сожалению, в наше время ценность высшего образования как способа получить глубокие знания и стать высококвалифицированным специалистом резко снизилась. Напротив, всё большие обороты набирает среди молодых людей тенденция приобретать образование ради диплома. Многие студенты реально не осознают цели своего обучения в вузе и называют разные мотивы получения образования. Именно об этом разнообразии мотивов и пойдёт речь в нашем исследовании, основной целью которого является выявление мотивации омских студентов в учебном процессе и разработка возможных направлений управления ею. В ходе исследования было опрошено 78 респондентов четырех вузов Омска. Все респонденты являются студентами очного отделения.

В целом по ВУЗам причиной получения высшего образования является мотив стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своем деле и быть материально обеспеченным, причем мужская половина получает очное высшее образование еще и, чтобы не пойти в армию. Мотивом выбора ВУЗа стала реализация собственного потенциала и интересная специальность. Большей части опрошенных студентов учеба нравится, учатся с интересом. Студентов устраивает расписание занятий. Несмотря на это, подрабатывать они не могут, так как не получается совмещать работу с учебой. Основная часть студентов стипендию не получают, а если получают, то размером стипендии не довольны. Помимо учебы, каждый студент имеет свое хобби, которым занимается регулярно. После окончания ВУЗа большинство респондентов планируют работать по специальности в частных структурах и государственных учреждениях. На вопрос «Если бы перед Вами вновь стоял выбор, Вы бы выбрали этот же ВУЗ?» студенты трех ВУЗов единогласно ответили «Да», а студенты лидера рейтинга вузов города выбрали бы другой ВУЗ. К основным достоинствам своего ВУЗа студенты относят такие показатели, как качественное образование и профессионализм преподавателей.

В ходе исследования выявлены общие мотивы получения образования в различных омских вузах. Однако у каждого студента в зависимости от ВУЗа, в котором он обучается, есть свои мотивы и побуждения относительно получения высшего образования.

Так Омский Государственный Институт Сервиса наряду с основными достоинствами: качественное образование и профессионализм преподавателей, по ответам студентов обладает удобным местоположением. Большинство опрошенных студентов ОГИСа хотят после окончания ВУЗа основать свое дело, учатся студенты данного ВУЗа с интересом и считают, что именно в данном ВУЗе они в наибольшей степени могут реализовать свой собственный потенциал.

Студенты Государственного Университета МФ РФ выбрали данный ВУЗ, потому что считают его престижным, учатся с интересом, работать хотят только по специальности в государственных учреждениях. Многие респонденты отметили неудобство расписания по модульной системе, что иногда вызывает нехватку времени на подготовку домашних заданий. К основному достоинству ВУЗа студенты относят получение качественного образования.

Студенты Омского Государственного Университета после окончания ВУЗа планируют работать по специальности в частных структурах. За время обучения в ВУЗе студенты подрабатывали, но оставили работу по причине не совмещения с учебой или из-за большой ответственности за выполняемую работу. Большей части респондентов учиться нравится, но почему-то на вопрос «Если бы перед Вами вновь стоял выбор, Вы бы выбрали этот же ВУЗ?» они практически единогласно ответили «Нет». Можно предположить, что это связано с очень высокой учебной нагрузкой на студента либо с завышенными требованиями преподавателей к студентам данного ВУЗа.

Студенты Омской Гуманитарной Академии получают высшее образование для того, чтобы добиться успеха в жизни. Учатся студенты с интересом, но при очередном выборе ВУЗа предпочли бы другой.

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что основными мотивами приобретения молодёжью высшего образования являются мотивы овладения профессией, получения знаний, а не мотив получения диплома получила свое подтверждение. Также мы выявили проблему, выраженную в том, что среди студентов наблюдается некоторая неосознаваемость многими смысла своего обучения в ВУЗе.