logo
Сборник 2012

Оценка финансовой устойчивости предприятия тоо «дорожно-строительный трест ск»

Фефелова А.В., ст-ка гр. ФС-08-04

Научный рук.: магистр экономики, ст. преподаватель Гакельберг Т.Б.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Финансовая устойчивость предприятий является залогом их выживания, независимости и стабильного положения, а также основой успешного дальнейшего развития. А прибыльные предприятия, в свою очередь, являются опорой для экономического роста в стране. Стабильные, сильные и финансово устойчивые предприятия имеют ряд преимуществ в борьбе с предприятиями-конкурентами для получения кредитов, привлечения крупных инвесторов, распространении своей продукции за пределами страны, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированного персонала. Чем лучше состояние финансовой устойчивости на предприятии, тем более оно независимо от изменений, происходящих на рынке, и тем выше вероятность избежать негативного воздействия рисков рыночной среды, главным из которых является банкротство.

Финансовая устойчивость предприятия – это часть финансового анализа на предприятии, свидетельствующая о неизменном превышении доходов над его расходами, свободном управлении денежными средствами предприятия и действенном их использовании для обеспечения непрерывного осуществления процесса производства и реализации продукции, а также затрат по его расширению, обновлению и модернизации [1]. Финансовая устойчивость складывается в процессе анализа всей производственно-хозяйственной и экономической деятельности и является основной, наиболее важной составляющей общей устойчивости предприятия.

Финансовая деятельность любого предприятия представляет собой совокупность связанных между собой процессов, которые зависят от многочисленных и разнообразных по своей природе факторов. Существуют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, которые оказывают воздействие на финансовое состояние предприятия [2]. Существенным фактором выступает принцип финансирования дорожного строительства. Республиканские и территориальные органы планируют объемы работ их финансирование на основе использования усредненных нормативов. Затем с помощью торгов стоимость строительства «подгоняется» под утвержденные контрольные цифры. При этом часто выделенные финансовые ресурсы на строительство и ремонт автодорог поступают с опозданием, а иногда и осенью, когда их освоить чрезвычайно сложно. Не последнюю роль играет и нестабильность финансирования регионального дорожного строительства. Несовершенство действующей системы ценообразования и финансирования в региональном дорожном строительстве усугубляется применением действующей методики проведения тендеров на строительство дорожных объектов, которые в республике выигрывают отнюдь не те предприятия, которые располагают необходимой производственной базой. Дело в том, что на конкурсах «проторговывают» технически сложные работы по строительству автодорог, а оценочным критерием при проведении аукциона является только цена. В результате, участники конкурса поставлены в условия, при которых вынуждены закладывать в смету самые дешевые материалы сомнительного качества. При этом весьма часто победитель определяется без учета деловой репутации предприятия-соискателя, располагаемых им мощностей и кадрового потенциала. В этой связи уместно отметить, что выбор поставщиков услуг (подрядчиков) необходимо проводить не на тендерах, а закрытым способом из зарекомендовавших себя подрядчиков. При этом желательно в качестве базовых критериев отбора подрядчиков применять показатели, используемые банками при выдаче кредитов, дополнив их специфическими показателями, характеризующими деловую репутацию организации на рынке строительных услуг (высокое качество работ, производство работ в сжатые сроки, применение передовых технологий и современного высокотехнологичного оборудования). Таким образом, исследование воспроизводственных условий предприятий регионального ДСК дает основание утверждать, что главной причиной нарушения финансовой устойчивости указанных предприятий является противоречивость принципов, которые определяют ход воспроизводственного процесса. С одной стороны, предприятия регионального ДСК функционируют на рыночных принципах, с другой – результаты их деятельности (готовая продукция дорожно-строительной отрасли) оцениваются на принципах жесткой регламентации.

По нашему мнению именно эта особенность – двойственность принципов хозяйствования, может привести к подрыву воспроизводственной базы и снижению рыночной стоимости дорожно-строительного предприятия, влияющей на финансовую устойчивость.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования осуществлять свою деятельность и развиваться, соблюдать баланс статей активов и пассивов в постоянно меняющейся внутренней и внешней среде. Факторы внешней среды оказывают большее влияние на деятельность организации, так как они являются непредсказуемыми, ими невозможно управлять и воздействовать на них. А факторы внутренней среды являются ситуационными, то есть в основном являются регулируемыми и контролируемыми.