logo
Сборник 2012

Туризм как средство социальной адаптации воспитанников детского дома

Кравчук Я.С., ст-ка гр. 91-Тб

Научный рук.: к.п.н., доцент Прончева О.К.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»

(Россия, г. Омск)

Воспитанники детских домов – одна из важнейших социальных проблем российского общества. Воспитанники детских домов достаточно часто отличаются от детей из полноценных семей. Отличия заключаются в нарушениях процесса прохождения социальной адаптации детьми-сиротами.

Над проблемой адаптации детей-сирот работают специалисты различных направлений, при этом основными формами решения проблемы являются различные виды трудового воспитания, беседы, на которых нередко отсутствует положительный эмоциональный настрой воспитанников. Главным вопросом становятся проявления социальной дезадаптации, которая заключается в ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объеме получаемой информации, отсутствии семьи. Специалисты считают, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие.

Одним из проблемных вопросов воспитания личности ребенка в школе-интернате для детей сирот является развитие коммуникативных навыков. Это явление, как правило, выражается в двух аспектах:

  1. общение «взрослые–дети» – характеризуется некоторыми искажениями, проявляющимися в том, что с одной стороны у детей обострена потребность во внимании, доброжелательности взрослых, положительных эмоциональных контактах с ними; с другой – полная неудовлетворенность этих потребностей: малое количество общения взрослых и детей, понижение в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленных на регламентацию поведения;

  2. общение «дети–дети» – постоянное общение с одной и той же группой сверстников (примерно равных по возрасту или развитию, из одной компактно проживающей группы) не способствует развитию данных навыков (общение происходит по типу «родственного»).

В настоящее время работа с детьми–воспитанниками детских домов и интернатов проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента. Анализ работы таких учреждений показывает, что специалисты (социальные работники, психологи, педагоги) проявляют себя в большей степени при решении узкоспецифических задач. При этом комплексно не решаются главные проблемы, связанные с социальной адаптацией воспитанников. Мы считаем, что применение планомерной туристско-краеведческой работы позволит устранить эти негативные проявления.

Разнообразные формы детского туризма обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей. Туризм предоставляет широкие возможности для творческой детской самодеятельности – спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической.

Развитие двигательных умений и навыков, укрепление здоровья воспитанников, получение и закрепление навыков самообслуживания при обустройстве быта, приготовлении пищи, формирование патриотизма, изучения истории Малой родины, формирование экологических умений и навыков, повышение коммуникабельности детей, развитие социально значимых личностных отношений и качеств – это основные задачи туристско-краеведческой работы среди воспитанников детского дома.

В практическом опыте работы с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот можно выделить комплексные мероприятия, охватывающие большинство учащихся и продолжающиеся длительное время. Одним из таких мероприятий является работа по Всероссийскому туристско-краеведческому движению «Отечество», «Мои предки» и «Искусство из глубины веков». Ярким примером комплексного решения воспитательных задач на основе использования методов туризма, физической культуры явилась реализация проекта восьмидневного экскурсионно-познавательного тура: Омск – Большеречье – Муромцево – Омск для подростков – воспитанников детского дома № 5. Приоритетными направлениями данного тура стали: спортивное, физкультурно-оздоровительное и патриотическое.

Дети-сироты, особенно подростки, любят путешествовать. Что же тянет подростков в походы? Ответы на этот вопрос мы находим в ответах воспитанников омской школы–интерната для детей-сирот и детского дома № 5 г. Омск (в походах участвовали более 50 человек). Наиболее часто встречающиеся ответы: «в походе я отдыхаю, хотя приходится много и работать», «лучшие мои воспоминания о походе – посидеть у ночного костра и петь весёлые песни под гитару», «нравится общение с природой», «в походе можно научиться делать многое». Опрос воспитанников показал, что они осознают необходимость занятий туризмом для формирования как жизненно необходимых навыков, так и личностных качеств.