logo
Сборник 2012

Методы ценообразования и разработка ценовой стратегии предприятия

Танатова А.А., ст-ка гр. Фс-09-2

Научный рук.: Слесарева Е.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Любой хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, должен устанавливать цены только после проведения анализа цен на рынке, взвешивании последствий принимаемых решений и выработки ценовой политики и стратегии.

В экономической литературе предложено большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и отечественными предприятиями на практике. Достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам. Все методы можно разделить на три большие группы: затратные методы (ориентированные на издержки производства), рыночные методы (ориентированные на конъюнктуру рынка), параметрические методы (ориентированные на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции). Все эти подходы имеют большое теоретическое обоснование и усложняются математическими расчетами, которые на практике, по-сути, никто не применяет. Применять на практике реально два принципиально разных подходах к ценообразованию в торговле – затратном и ценностном. Их суть можно проиллюстрировать с помощью следующих схем:

  1. Затратный подход.

    Продукт

    Технология

    Затраты

    Цена

    Ценность

    Покупатели

  2. Ценностный подход

Покупатели

Ценность

Цена

Затраты

Технология

Продукт

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на закупку и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии.

Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объёмов продаж.

Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых придерживается предприятие при установлении цен. Ценовая стратегия, соответственно, состоит из набора методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать.

П роцесс разработки ценовой стратегии состоит из 3-х этапов: 1 этап – сбор исходной информации; 2 этап – стратегический анализ; 3 этап – формирование стратегии.

Рис. 1. Процесс разработки ценовой стратегии

На рисунке 1, схематически представлен весь процесс формирования ценовой стратегии, который включает в себя 10 последовательных шагов. В результате предприятием должна быть разработана такая ценовая политика, которая будет отвечать требованиям, как потенциальным покупателям, так и собственникам.

Таким образом, формирование ценовой стратегии предприятия, как правило, происходит в зависимости от влияния и тpетьей стоpоны – других предприятий, конкуpирующих на этом рынке. Поэтому в идеале ценовая политика предприятия рождается и совершенствуется в итоге постоянного сотрудничества бухгалтеров, финансистов, маpкетологов, менеджеров и сотpудников информационных служб, изучающих рыночную ситуацию. В этих условиях процедура разработки ценовой политики предприятия должна быть построена с учётом сведения воедино pазличных факторов, спосoбных влиять на условия сбыта и прибыльность предприятия при тех или иных вариантах цен на реализуемые изделия.