logo
Сборник 2012

Роль типологизации в исследовании культуры

Варова К.А., ст-ка гр. 22Ф

Научный рук.: д. филос. н., профессор Денисов С.Ф.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

(Россия, г. Омск)

Важным теоретическим методом развития гуманитарных наук является построение различных типологий. Изучаются типы общества, культур, социальных институтов, личностей. Уже в XIX в. В. Дильтей рассматривал тип как представление, базирующееся на совокупности фактов. Универсальное значение типологизирующей методологии для гуманитарного познания было продемонстрировано в начале XX века в трудах М. Вебера, который предложил категорию «идеальный тип». Идеальный тип конструируется в локальном пространстве конкретного исследования, в нем концентрируются признаки существенные в контексте поставленной цели.

Процесс образования идеального типа не поддается полной рационализации и экспликации, включает как объективные, так и субъективные факторы. Типизация производится исследователем сложным образом: тип конструируется из обнаруженных эмпирических регулярностей, собственных ценностных установок, исходных теоретических допущений. Приступая к анализу эмпирического материала, исследователь имеет определенное представление об исторических границах предмета, однако эти границы уточняются на протяжении всего исследования. Идеальный тип – по определению идеальный, но содержательный, индивидуальный, свободно конструируемый, эвристически плодотворный концепт.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) [1] М. Вебер ставит вопрос о факторах, определяющих различие западной и восточной культур. На первый взгляд, наиболее существенными являются экономические различия – развитие на Западе и отсутствие на Востоке капиталистических отношений. Однако, Вебер показывает, что отдельные черты, присущие капитализму как идеальному типу, легко обнаружить во всех регионах Земли в самые разные века. Значит, основание для различий надо искать в более фундаментальных слоях культуры.

В истории человечества действует универсальная тенденция возрастания рационализации, но проявление этой тенденции в разных обществах различно. Рационализация появляется в разных областях, может быть «рационализация хозяйства, техники, научного исследования, воспитания, войны, права и управления». Выявление рационализации зависит от точки зрения, например, позитивизм рассматривает содержание религиозной сферы как иррациональное, а для религиозной философии естественны попытки рационализировать мистический опыт. В разных культурах существовали самые различные рационализации. Делая акцент на различиях, исследователь выделяет новые «идеальные типы»: от «капитализма» к «западному капитализму». К особенностям западного капитализма относятся: 1. Появление капиталистической организации формально свободного труда. 2. «Коммерциализация», то есть появление ценных бумаг и биржи, рационализировавшей спекуляцию. 3. Точная калькуляция — основа всех последующих операций — возможная лишь при использовании свободного труда. 4. Появление «бюргера» и «буржуазии». 5. Формирование «пролетариата» как класса, поскольку была рациональная организация свободного труда в форме предприятия. 6. Борьба между скупщиками и ремесленниками. 7. Противоположность между крупными промышленниками и свободными наемными рабочими. 8. Формирование проблематики, которая свойственна современному социализму.

Также М. Вебер попытался дать полное объяснение понятию «город». Он рассмотрел город с разных сторон и выделил основные аспекты [2, с. 309-310]: 1. Отсутствие специфического для общества соседей личного знакомства друг с другом. 2. Наличие «рынка»: регулярный товарообмен внутри поселения в качестве существенной составной части дохода и удовлетворения потребностей населения. 3. Местное население удовлетворяет существенную часть своих повседневных потребностей на местном рынке. 4. Сбыт на рынке. 5. Местный рынок является экономическим центром поселения. Итак, в исследовании Вебера город понимается как поселение, в котором действует рынок.

Вебер делит «город» на два основных типа: город-потребитель, основной признак которого – наличие различных по своему экономическому положению крупных потребителей; город-производитель – наличие фабрик, мануфактур и предприятий домашней промышленности, посылающих свои товары в другие области (современный тип городов). Другие типы: город торговцев – преобладание торговцев в городе; город-сити – город состоит из деловых фирм; города-курорты. Последние из перечисленных типов городов возможны благодаря тому, что преобладающая часть доходов предприятий уходит в чужие регионы, где отсутствует предприятие-производитель.

Идеальный тип – понятие, которое соотносится с развивающейся, а не статичной системой. В традиционной логике понятия выражают признаки, которые либо принадлежат, либо не принадлежат объекту. Тип концентрирует признаки, которые могут принадлежать объекту в большей или меньшей степени. В ходе типологизации может меняться содержание типов, могут обнаруживаться их пересечения, появляться новые типы. Типология, в отличие от классификации, не претендует на исчерпанность своего предмета. Идеальный тип – это опора для дальнейшего рационализирующего продвижения; конструкция, которая позволяет уловить качественные определенности в децентрированном и релятивном современном культурном пространстве.