logo
Сборник 2012

К вопросу об электронных учебниках

Стреляев И.И., ст-т гр. Ин(е)-08

Научный рук.: ст. преподаватель, магистр Луцак С.М.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

В настоящее время существует масса причин, по которым создание электронных учебников, и в том числе учебника по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» для специальности 5B060200 – «Информатика» (естественная), является весьма актуальной проблемой. Учитывая тот факт, что дисциплина изучается в ВУЗах, возникнет необходимость в учебных пособиях, которые будут помогать студентам в успешном освоении данной дисциплины. Конечно, в любом учебном заведении имеется библиотека, и по каждому предмету можно найти необходимое учебное пособие с теоретическим и практическим материалом, дополнительной информацией, но, поскольку сейчас мы живем в период информационно-технологического прогресса, намного лучше пользоваться электронными учебными пособиями. Причина тому состоит не только в том, что электронный учебник не занимает никакого физического пространства, но также одно из основных его преимуществ – это удобство использования. Электронный учебник позволяет включать в себя массу материала, как теоретического, так и практического. Весь материал должен быть четко структурирован, чтобы не возникало проблем при использовании; интерфейс учебника должен быть интуитивно понятным. Кроме того, в электронном учебнике имеется дополнительная возможность, которой никогда не будет в печатных изданиях, – интерактивность, т.е. возможность взаимодействия между учебником и пользователем. Интерактивность выражается во внедрении в учебник тестовых оболочек, систем поиска, словарей терминов, которые призваны повысить качество получаемых знаний.

Еще одно немаловажное качество электронных учебников – это, конечно же, их мобильность. Здесь можно выделить несколько своеобразных «агрегатных состояний», характерных для учебников.

Первое – это учебники, которые устанавливаются на компьютер, после чего могут использоваться только на нем. То есть учебники, устанавливаемые из самораспаковывающихся приложений на компьютер как полноценные программы; к таким учебникам чаще всего относятся лицензионные запатентованные издания, которые выпускаются на дисках и являются платными (в большинстве случаев). Подобными учебниками можно пользоваться на компьютерах, на которых этот учебник был установлен. Конечно, если установка была произведена на стационарный компьютер, ни о какой мобильности и речи быть не может. Но как можно заметить, в последние годы увеличилось число пользователей мобильных компьютеров, т.е. ноутбуков, нетбуков и т.д. и довольно сильно, вследствие чего, даже такой «стационарный» электронный учебник обретает мобильность, которая аналогична обычному печатному учебнику. В качестве примера можно привести электронные учебные пособия и электронные учебники, производимые фирмой «1С», по предметам курса общеобразовательной средней школы.

Второй вид электронных учебников – это интернет-учебники или онлайн-учебники. Как следует из названия, эти учебники располагаются в сети Интернет, что является весомым преимуществом, поскольку данные учебники являются бесплатными, нет необходимости в их хранении на носителе и доступ к таким учебникам можно осуществлять с любой точки мира (конечно, если имеется Интернет-соединение).

Третий вид электронных учебников – это портативные учебники. Как правило, они всегда имеют небольшой объем, что позволяет легко переносить их с одного компьютера на другой с помощью переносных запоминающих устройств. Эти учебники бывают как платными, так и бесплатными. Данные учебники чаще всего имеют мало интерактивных возможностей и, в большинстве случаев, содержат лишь теоретический и практический материал. К ним относятся учебники, представляющие собой электронные копии печатных изданий. К тому же для работы таких учебников необходимо дополнительное программное обеспечение. Можно сказать, что данные учебники являются самыми простыми по части разработки. В качестве примера можно привести электронные учебники, представляющие собой отсканированные копии реальных учебников.

Кроме того, возможно комбинирование этих видов электронных учебников между собой, тем самым компенсируются имеющиеся недостатки.

В рамках дипломной работы разработан электронный учебник по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» для студентов специальности 5B060200 – «Информатика» (естественная) кафедры «Математика» Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева. Содержание материала учебника соответствует ГОСО РК специальности, типовой программе специальности 5В060200 – «Информатика». Учебник создан на платформе HTML. Разработка на данной платформе является наиболее простой, но, несмотря на это, позволяет создать учебник, который имеет интерактивные возможности. А именно, встроенную тестовую оболочку, которая позволяет студентам выполнять самоконтроль знаний; также в ней реализована возможность давать рекомендации по восполнению пробелов в знаниях. Кроме того имеется словарь терминов и определений, который позволят легко найти интересующий студента материал. Электронный учебник имеет четкую структуру; пользователь легко ориентируется и быстро находит интересующие его материалы. При разработке учебника было учтено правило «Трех кликов», при котором пользователь должен попасть в интересующий его раздел учебника не более чем за три клика мышью.

Несомненно, разработанный электронный учебник будет полезен как преподавателям, так и студентам, изучающим дисциплину «Дискретная математика и математическая логика».