logo
Сборник 2012

Анализ развития потребительского кредита в современной россии: проблемы перспективы

Евсюкова Н.Ю., ст-ка гр. ФО-418

Научный рук.: ст. преподаватель Еселевич Л.Л.

НОУ ВПО «Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики»

(Россия, г. Омск)

Процесс кредитования представляет собой передачу денег или материальных ценностей одной стороной (заимодавцем или кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возвратности, платности и срочности. Кредит является договором по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определенных условиях (плата процентов, срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворения потребностей в предоставляемых вещах и т.п.

В отличие от других кредитов объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, оплачиваемыми за счет банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы – коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины и другие учреждения, имеющие право на осуществление кредитной деятельности, а с другой стороны – заемщики-люди. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 90% всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с рассрочкой платежа.

Кредитная организация должна осуществлять кредитование населения при соблюдении важнейших принципов, т.е. главных правил, которые позволяют обеспечивать возвратное движение средств, а именно: принципы срочности, возвратности, обеспеченности, платности и дифференцированности. Применение всех принципов кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.

Классификация потребительских ссуд может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д. (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация потребительских кредитов

  1. По направлениям использования (объектам кредитования)

  • кредиты на неотложные нужды;

  • автокредиты;

  • кредиты на строительство и приобретение жилья;

  • кредиты на платные услуги (медицина, туризм, образование);

  • кредиты на покупку товаров.

  1. По субъектам кредитной сделки

  • банковские потребительские кредиты;

  • кредиты, предоставляемые населению торговыми организациями;

  • потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбардов, пунктов проката, пенсионных фондов);

  • потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

  1. По обеспечению

  • кредиты необеспеченные (бланковые);

  • обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).

  1. По срокам кредитования

  • краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года);

  • среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет);

  • долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).

  1. В зависимости от порядка предоставления

  • выданные наличными деньгами,

  • выданные безналичным путем.

  1. По способу предоставления

  • кредиты разовые

  • кредиты возобновляемые (револьверные, ролловерные).

  1. По методу погашения

  • кредиты, погашаемые единовременно;

  • кредиты с рассрочкой платежа (ежемесячно, ежеквартально и т.д.).

  1. По методу взимания процентов

  • с удержанием процентов в момент предоставления ссуды;

  • с уплатой процентов в момент погашения кредита;

  • с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.

Существует такой вид потребительского кредитования как доверительный кредит или кредит для добросовестных заемщиков. Он предоставляется гражданам, ранее обращавшимся к тому или иному банку за получением потребительского кредита и добросовестно выполнившим свои обязательства по его погашению.

Выгода от участия в подобной программе очевидна для обеих сторон: банк минимизирует риск невозврата кредитуемых средств (поскольку предоставляет их заемщику с заведомо благонадежной репутацией), а заемщик получает кредитные средства на максимально выгодных условиях.

Состояние потребительского кредитования в России

Таблица 2

Потребительское кредитование на примере нескольких банков 2010 г.

Банк

Объем портфеля кредитов, выданных физическим лицам млрд. рублей

2

Хоум Кредит

8,8

3

ОТП Банк

6,8

4

Сбербанк

13,2

Из данных таблицы 2 можно сделать вывод что, Сбербанк больше выдал кредитов 13,2 млрд. руб., затем Хоум Кредит 8,8 млрд. руб., ОТП Банк 6,8 млрд. руб.

Проблемы и перспективы развития потребительского кредита

В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески стараются утаивать от потенциального заемщика реальную стоимость кредита на стадии оформления кредитной заявки. Банки, рекламируя свои кредитные продукты, умалчивают или не полностью раскрывают информацию о реальных размерах процентных ставок, взимаемых за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных выплатах по кредиту.

Статистические данные говорят о том, что большинство потребителей принимают поспешное решение при приобретении товара в рассрочку. И это является очень серьезной проблемой. При этом россияне недостаточно подробно изучают условия кредитования, о чем впоследствии сожалеют, т.к. в процессе обслуживания кредита «натыкаются на подводные камни» дополнительных платежей и условий кредитного договора.

Таким образом, одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора.

Многие кредитные учреждения знакомят своих клиентов с подробностями кредитного договора лишь после оформления кредита. Такие клиенты вряд ли повторно воспользуются низким процентом и возможностью быстрого оформления кредита. Данное явление, естественно, подрывает доверие населения к кредитным организациям.

Для исчерпывающего объективного анализа необходимо выполнять дополнительные математические расчеты, т.к. в настоящее время процентная ставка по кредиту, объявленная в рекламе, теряет роль ориентира для потенциальных заемщиков. В результате банки оставляют клиентов наедине с агрессивной рекламой потребительского кредитования, в которой не может оперативно разобраться человек, не обладающий большим количеством свободного времени и хорошими математическими способностями.

Кроме того, не менее важной проблемой является то, что на рынке кредитования физических лиц в настоящее время наблюдается явление недобросовестной конкуренции, т.е. банки, предлагающие кредиты населению на более выгодных условиях, теряют потенциальных клиентов из-за недобросовестных конкурентов, предоставляющих необъективную рекламную информацию, в которой не раскрывается реальная стоимость кредитного продукта.

Пока коммерческие банки имеют возможность диктовать потребителю свои условия и устанавливать высокие процентные ставки. Но скоро конкурентоспособность, жесткая борьба за каждого клиента и сама возможность остаться и развиваться на рынке розничного кредитования будут зависеть от умения банка устанавливать свою ценовую политику, а значит, умения работать с проблемными кредитами.

Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли невозврата кредитов. Уже сейчас только по официальной статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.

Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка. Поэтому банки зачастую выбирают следующий «способ работы» с проблемными долгами – существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам. Перспективами развития потребительского кредитования является:

- оформление договора понятное для клиентов;

- уменьшение задолженности по потребительским кредитам;

- увеличение покупательной платежеспособности;

- увеличение клиентской базы.