logo
Сборник 2012

О текстовых задачах

Камдина Г.А., ст-ка гр. М(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель Воронина О.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Известный математик, профессор В.А. Тарковский, один из организаторов математических олимпиад сравнивал поиск решения задачи с задачей поиска мыши в груде камней.

Рассказ с моралью: Шли по дороге два человека: сильный и умный. На их дороге лежал огромный камень. Первым попытался сдвинуть его сильный. Тужился, тужился - но не сдвинул. А умный положил бревно под камень и, как рычагом, поднял его и сдвинул. Мораль: ум есть - сила не нужна, сила без ума обуза.

Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять.

Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач. Перефразируя Декарта, можно сказать: жить – значит ставить и решать задачи. И пока человек решает задачи – он живет!

Ещё в начальной школе каждый ученик должен уметь кратко записывать условия задачи, иллюстрировать её с помощью рисунков, таблиц, схем или чертежей, обосновывать каждый шаг в анализе задачи, т.е. составлять логическую цепочку умозаключений.

Надо сказать, что текстовые задачи традиционно считаются для учащихся одними из самых сложных. Это объясняется тем, что решение текстовых задач требует понимания в задаче условий и переводе их на математический язык.

Вспомним, что называется текстовой задачей? В методической литературе различные авторы предлагают следующие понятия «текстовая задача», в таблице 1 представлены некоторые из них:

Таблица 1

Понятие задачи

Понятие

Автор

1

Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней.

Фридман Л.М.,

Турецкий Е.Н.

2

Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Моро М.И.,

Пышкало А.М.

3

В окружающей нас жизни возникает множество таких ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними, – это задачи.

Бантова М.А.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие (или действия) должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи [1].

Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке.

Рассмотрим классификацию текстовых задач, представленную ниже в таблице 2, в зависимости от целей классификации выбирают основание для ее проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет и т.п. [2].

Таблица 2

Классификация текстовых задач

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.