logo
Сборник 2012

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Гавриш Н.В., ст-ка гр. Ом-218С ТО

Научный рук.: к.п.н. Дусь Т.Э.

Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых невысокая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность учебных заведений и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд педагога в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

В исследованиях по обсуждаемой проблеме мы также находим подтверждение тому, что с увеличением педагогического стажа работы у преподавателей снижаются показатели психического и физического здоровья, что в конечном итоге приводит к появлению у них такого вида профессиональной деформации как синдром эмоционального выгорания.

Основными проявлениями синдрома являются: состояние неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учащимися, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Исходя из вышесказанного можно с уверенностью сказать, что поиск эффективных мер, направленных на предупреждение наступления у педагогов синдрома эмоционального выгорания становится одной из актуальнейших тем педагогических исследований.

Однако анализ теоретических и практических исследований по данной проблематике показывает недостаточную разработанность такого направления деятельности образовательного учреждения, как профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов. В то же время большинство авторов сходится во мнении, что в профилактической работе можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и труде (изменение обстановки, условий жизни и труда, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т.п.), или, другими словами, организационное направление профилактики. Второе заключается в профилактике возможных отклонений в группе риска, которые прогнозируются в ходе психодиагностики, то есть личностное направление.

Изменить организационные условия иногда представляется невозможным в силу объективных причин, поэтому чаще всего меры по профилактике синдрома профессионального выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личностных ресурсов педагогов.

Наиболее доступным в качестве профилактических мер являются создание комплекса индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, то есть методы психологической саморегуляции. Необходимо выявление личностных особенностей педагогов, что позволит определить оптимальную стратегию профилактической работы.

При этом последовательность шагов по профилактике синдрома профессионального выгорания можно представить следующим образом:

Подводя итоги, можно утверждать, что такая «пошаговая» работа эффективно решает профилактики синдрома эмоционального выгорания путем разработки мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания; изучению путей нормативно-ценностной коррекции, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствии с которыми педагог вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.