logo
Сборник 2012

Библиографический список

  1. Борзилова Г., Годлевская А., Гнусарев А. Применение математического аппарата в описании эмоциональной сферы людей // IV Республиканская студенческая научно-практическая конференция по математике, механике и информатике. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012.

  2. Сушко Е. Формула любви: теория и методика применения. – Минск: Асобны, 2007. – 136 с.

АВС-АНАЛИЗ ПРОДАЖ МАГАЗИНА КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ «COMPUTER +»

Пятаев А., 4 курс, специальность 050602-Информатика

Научный рук.: к.т.н., доцент Куликова В.П.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето (или принцип 20/80), т.е. эмпирическое правило, которое в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Может использоваться как базовое мнемоническое правило для оптимизации какой-либо деятельности: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, причем дальнейшие улучшения не всегда оправданы. Для каждой задачи следует проводить соответствующую математическую обработку.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Выявляем три наиболее прибыльные группы товаров:

А – наиболее ценные (ключевые товары),

В – промежуточные (развивающиеся ключевые товары),

С – наименее ценные (возможные товары).

Выясним, какие товары наиболее прибыльны, и на какую компьютерную технику необходимо сделать уклон (увеличение закупа, увеличение места для торговой площади и т.п.) для увеличения продаж магазина согласно данным за три первых месяца 2011 года (табл. 1).

Таблица 1

Параметры продаж для АВС-анализа

Наименование товара

Объем продаж (январь)

Объем продаж (февраль)

Объем продаж (март)

ИТОГО за 1 квартал

Доля в обороте

(%)

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

 

 

244 452,96

175 069,62

180 876,75

600 399,33

100,00

 

1

Ноутбуки

55 493,01

43 023,69

58 993,08

157 509,78

26,23

26,2%

A

2

Системные блоки

52 789,05

35 526,63

39 933,69

128 249,37

21,36

47,6%

A

3

мониторы

41 891,22

21 974,90

24 919,35

88 785,47

14,79

62,4%

B

4

Принтеры

19 000,02

28 375,80

11 095,69

58 471,51

9,74

72,1%

B

5

Процессоры

15 914,01

4 975,80

11 788,69

32 678,50

5,44

77,6%

B

6

Жесткие диски

6 116,16

7 689,63

4 706,08

18 511,87

3,08

80,6%

C

7

Материнские платы

5 844,48

3 709,44

4 489,60

14 043,52

2,34

83,0%

C

8

Видеокарты

9 532,74

3 259,80

1 097,52

13 890,06

2,31

85,3%

C

9

flash накопит.

4 102,56

4 611,34

2 469,96

11 183,86

1,86

87,2%

C

10

Акустические системы

3 607,65

2 807,08

3 568,96

9 983,69

1,66

88,8%

C

11

ОЗУ

5 741,52

2 595,05

3 169,96

11 506,53

1,92

90,7%

C

12

Картриджи

4 040,22

1 800,90

2 496,36

8 337,48

1,39

92,1%

C

13

Приводы

2 840,67

1 692,69

1 269,30

5 802,66

0,97

93,1%

C

14

Вебкамеры

2 308,50

1 210,62

1 569,36

5 088,48

0,85

93,9%

C

15

Операционные системы

2 139,39

1 961,07

729,30

4 829,76

0,80

94,7%

C

16

ИБП

2 399,07

979,38

693,30

4 071,75

0,68

95,4%

C

17

Компьютерные мыши

1 239,66

1 459,89

1 062,63

3 762,18

0,63

96,1%

C

18

Модемы

2 059,95

634,95

708,36

3 403,26

0,57

96,6%

C

19

Внешние жесткие диски

1 698,96

1 674,00

369,30

3 742,26

0,62

97,2%

C

20

Клавиатуры

781,86

741,58

933,69

2 457,13

0,41

97,7%

C

21

Антивирусы

458,22

820,95

1 096,56

2 375,73

0,40

98,0%

C

22

Плееры

935,49

600,00

256,08

1 791,57

0,30

98,3%

C

23

Сумки для ноутбуков

451,17

407,07

694,20

1 552,44

0,26

98,6%

C

24

Наушники

1 051,56

440,55

496,05

1 988,16

0,33

98,9%

C

25

USB удленит.

332,97

335,07

505,98

1 174,02

0,20

99,1%

C

Итоги АВС-анализа показаны в таблице 2. Наиболее выгодная для продажи техника – это ноутбуки и системные блоки, которые составляют 47,6% общего процента продаж и относятся к группе А. Их доля от количества всей техники составляет всего 5,1%. В группе В находится три позиции – это мониторы, принтеры и процессоры. Самой многочисленной и менее прибыльной группой является С, в ней 34 позиции начальная от материнских плат и жестких дисков, кончая CD дисками и кабелями питания.

Таблица 2

Параметры продаж для АВС-анализа

Объем продаж

Доля

Количество видов техники

Доля

Группа А

285 759

47,6%

2

5,1%

Группа В

179 935

30,0%

3

7,7%

Группа С

134 704

22,4%

34

87,2%

Итого

600 399

100,0%

39

100,0%

После АВС-анализа можно сделать выводы об эффективности уклона в сторону продаж ноутбуков и системных блоков, завозить больше разнообразных моделей, выделить большую торговую площадь и т.д. Так же должны присутствовать в достаточном количестве товары «Группы В», так как они также приносят хорошую прибыль и взаимосвязаны с «Группой А», к примеру при сборке компьютера с системным блоком продается монитор и зачастую принтер. Так же выгодно продавать товары «Группы С», которые стоят довольно много или продаются большим количеством и занимают не много торговой площади – это жесткие диски, видеокарты, картриджи, flash накопители и прочее.