logo
Сборник 2012

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Ращупкин К.А., ст-т гр. Тб 91

Научный рук.: к.п.н., доцент Прончева О.К.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»

(Россия, г. Омск)

Число детей-инвалидов год от года постоянно увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов, важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и многие другие.

В нашей стране вплоть до начала XXI века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Наиболее актуальными становятся следующие проблемы инвалидов: реабилитация, социальная интеграция, социальная адаптация и т.д. Данные проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям-инвалидам при решении данной проблемы необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности, невозможности выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуацию, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы. Психологоориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. Принцип гуманизма полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе [1, с. 201].

Результаты опроса, выполненного Н.И. Скок, показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находится инвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевого дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи, собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет постоянной и даже временной работы [2, с. 125].

Полученные Н.И. Скок данные наглядно демонстрируют неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождают неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, быть включенным в социальную жизнь [3, с. 30].

Социальный туризм является одним из способов социальной адаптации и улучшения качества жизни детей-инвалидов. Социальный туризм – это тот вид туризма, который создает возможность использовать туризм максимальному большинству населения страны. Развитие социального туризма создаёт равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям.

Туризм является уникальным средством адаптации и реабилитации детей с проблемами здоровья, так как он включают различные механизмы самоадаптации, при условии активного участия в процессе самого ребёнка: а) туризм – это двигательная активность; б) создает среду полноценного общения; в) воспроизводящая функция туризма направлена на восстановление сил; г) предоставляет возможности для развития личности ребёнка.

Библиографический список

  1. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов. – М. : Эксмо, 2001. – 212 с.

  2. Скок, Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции / Н.И. Скок // СОЦИС. – 2005. – № 4. – С. 125.

  3. Смирнова, Р.А. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения республики Беларусь / Р.А. Смирнова // СОЦИС. – 2005. – № 10. – С. 30.