logo
Сборник 2012

Пути оптимизации расходов бюджета на строительство метрополитена в городе омске

Чекушкина Т.И., ст-ка гр. 5Ф1

Научный рук.: к.э.н., доцент Симонова Н.Ю.

Омский филиал ФГОБУ ВПО «Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

(Россия, г. Омск)

Строительство инфраструктурных объектов, особенно в отрасли транспорта, часто требует привлечения огромных финансовых ресурсов, при небольших объемах прибыли в последующей стадии их эксплуатации. Это, прежде всего, связано с тем, что цель получения прибыли при использовании данных объектов не является приоритетной.

Так, строительство метрополитена в городе Омске обусловлено желанием решить транспортные проблемы. Ведь существующая транспортная система не может обеспечить потребностей населения города и последствием этого становятся пробки в часы пик, перегруженность транспорта, неудобство поездок. Что в свою очередь приводит к резкому увеличению затрат времени на перевозки, повышению расхода топлива, росту числа дорожно-транспортных происшествий, ухудшению экологической ситуации. В конечном итоге такое положение ведёт к повышению себестоимости автомобильных перевозок, снижению их качества и надежности, уменьшению эффективности работы всех городских служб, ощутимому ухудшению качества жизни населения и, как следствие, к росту социальной напряжённости. И лишь только перенос части пассажиропотока на метрополитен способен решить данную транспортную и социальную проблему.

В настоящее время для завершения строительства к 2016 году, начатого в 1992 году, первого пускового участка Омского метрополитена протяженностью 6,9 км с четырьмя станциями «Библиотека имени А.С. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», электродепо, инженерным корпусом и объектами государственной обороны в соответствии с технико-экономическим обоснованием (ТЭО), утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 13 июня 2002 года № 52, необходимо израсходовать 29327,8 млн. рублей [1]. Эта сумма является значительной для бюджета Омской области даже с условием 20% софинансирования федеральным бюджетом. Привлечение же частных инвесторов ограничено в связи с длительными сроками реализации проекта, значительными рисками и суммами первоначальных инвестиций, окупаемость которых невозможна в ближайшие годы.

Поэтому остро встает вопрос оптимизации расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию метрополитена в целях успешной реализации проекта и возможностей привлечения частных инвестиций. Добиться этого можно, лишь только используя современные инновационные технологии и решения, основанные на передовом международном опыте.

Во многих странах мира основной тенденцией развития метрополитенов стало использование автоматических линий (без машинистов) при строительстве и переоборудование уже существующих в режим автоматизации. Так, с 2002 года в Копенгагене (Дания) успешно эксплуатируется метро с 2 автоматическими линиями с 22 станциями. Самым же современным в настоящее время является метрополитен в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), протяженностью 52 километра с 22 станциями, построенный всего за четыре года (2006-2010).

В Омской области была разработана инновационная концепция строительства метрополитена, учитывающая мировые тенденции. Основной идеей данной концепции является ввод автоматических линий метрополитена (без машинистов) с укороченным составом, использование современных автоматизированных систем, энергосберегающих технологий, применение новейших технологий в пожаротушении и нанотехнологий в системе безопасности огнеупорных составов.

Следствием данных нововведений станут:

  1. Значительное сокращение площади станционных комплексов за счет уменьшения длины платформенного участка станции со 108 до 60 метров, замена второго вестибюля эвакуационным выходом, сокращения площади инженерных и санитарно-бытовых помещений. В итоге площадь станции «Заречная» уменьшится на 3526 м2 (56,9%), станции «Библиотека имени А.С. Пушкина» на 2119 м2 (77,3%), станции «Кристалл» на 2946 м2 (65%), станции «Соборная» на 2466 м2 (61,6%);

  2. Сокращение площади электродепо на 47,5% с 16 га до 8,4 га;

  3. Уменьшение штата эксплуатационного персонала в три раза с 1200 человек до 400 человек, в следствие чего возникает возможность поместить единую централизованную диспетчерскую службу и службу линейного персонала в здание административно-бытового корпуса электродепо, фактически выполняющего функции инженерного корпуса. Поэтому необходимость строительства инженерного корпуса пропадает;

  4. Сокращение потребления электроэнергии на 30-40%;

  5. Включение в состав первого пускового участка метрополитена дополнительной пятой станции «Проспект Рокоссовского» без дополнительного отвода земельного участка. Причем в случае пуска в эксплуатацию метрополитена без строительства пятой станции, необходимо будет выполнить строительство ряда сооружений, которые в дальнейшем будут использоваться нерационально и неэффективно, стоимость работ при этом составит 927,6 млн. рублей. В случае пуска станции в составе первого пускового участка, стоимость работ составляет 1443,2 млн. рублей.

Все перечисленные выше мероприятия позволяют не только увеличить длину первого пускового участка Омского метрополитена до 7,326 метров с включением дополнительной станции, но и существенно сократят общие затраты на строительство Омского метрополитена в сравнении с ТЭО.

За счет инновационного подхода строительства станционных комплексов произойдет сокращение затрат в 2,6 раза на 5 864 млн. рублей., то есть на каждый рубль вложенных средств по инновационному варианту удастся сэкономить 1,58 рубля, причем при сооружение станции «Проспект Рокоссовского» экономия составит 1822,5 млн. рублей, станции «Соборная» – 1542,1 млн. рублей, станции «Кристалл» – 1288,9 млн. рублей, станции «Заречная» – 1042,1 млн. рублей, станции «Библиотека имени А.С. Пушкина» – 168,4 млн. рублей.

По всем станционным комплексам выявляется значительная экономия средств, и лишь только сравнительно небольшое сокращение затрат произойдет при строительстве станции «Библиотека имени А.С. Пушкина» в связи с большой степенью готовности станции на данный момент.

Благодаря нововведениям, используемым при строительстве тоннелей, затраты на их сооружение сократятся на 2970,4 млн. рублей (в 1,6 раз).

Уменьшение площади электродепо с 16 гектаров до 8,4 гектаров приведет к снижению расходов в 1,9 раз на 1 609 млн. рублей. Отсутствие необходимости строительства инженерного корпуса сократит затраты на 1440,3 млн. рублей.

Более рациональное использование площадей на территории строительства удастся сэкономить еще 201,8 млн. рублей.

Благодаря использованию инновационного оборудования, систем автоматизации и сокращению числа необходимого персонала расходы снизятся на 926,4 млн. рублей.

В целом по первому пусковому участку первой линии Омского метрополитена по инновационной концепции затраты сократятся на 13011,8 млн. рублей в 1,8 раз с 29843,4 млн. рублей до 16831,6 млн. рублей. Экономия же на рубль понесенных затрат при строительстве первого пускового участка составит 77 копеек.

На примере строительства Омского метрополитена, видно, что применение инновационного подхода при строительстве крупных инфраструктурных объектов не только делает данный объект современным и удобным в использовании, но и значительно сокращает строительные расходы и эксплуатационные затраты, что в свою очередь может поспособствовать привлечению дополнительных инвестиционных средств со стороны частных инвесторов.

Таким образом, использование инновационных технологий и решений является экономически обоснованным, способствует более эффективному достижению поставленных целей. Осознание необходимости внедрения инноваций в сферу строительства, может послужить основой для успешной реализации многих крупных долгосрочных инвестиционных проектов, о действительном завершении которых ранее даже не приходилось мечтать.