logo
Сборник 2012

Проблемы банковской конкуренции

Вафин И.Д., ст-т гр. Фс 09-3

Научный рук.: к.э.н. Демьянов В.Г.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество двух или нескольких субъектов, занятых в одной сфере и преследующих одну и ту же цель. Обычно в роли субъектов здесь выступают либо покупатели, либо продавцы.

Исходя из этого, банковскую конкуренцию можно определить как динамичный процесс соперничества банков второго уровня, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.

Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от конкуренций на других рынках, среди которых:

С развитием банковского дела услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги носят различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.

Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции. Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.

Особенностью ценовой конкуренции на банковском рынке является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости продукта (банковской услуги) и его цены.

Существуют внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:

1) процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию

2) существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер

Неценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества услуг. Для привлечения клиентов банки:

Конкуренция оказывает влияние на различные услуги, так в результате соперничества среди банков могут изменяться процентные ставки по различным видам услуг, упрощаться процессы оформления кредитов (но при этом требования по обеспечению остаются неизменными) и депозитов и др. Все это делается ради привлечения ресурсов, которыми располагают их нынешние и будущие клиенты банка.

Условно банки можно поделить на 3 группы: крупные, средние и малые. В результате банковской конкуренции крупные стараются остаться лидерами в банковской сфере, средние стараются расшириться как филиально, так и финансово, тем самым достичь уровня крупных банков, а у малых банков первостепенной задачей является сохранение статуса банка и продолжение существования на рынке банковских услуг. Именно благодаря конкуренции практически каждые 2-3 года или чаще количество банков в странах сокращается, ведь выйти из отрасли куда проще, чем попасть в нее.

Помимо этих трех групп, можно выделить еще одну – зарубежные банки. Выход этих банков на отечественный рынок заставляет остальных разрабатывать новые и все более оригинальные способы привлечения средств клиентов, ведь если банк из одной страны открывает филиал в другой это явный признак его успеха на финансовом рынке.

Но, несмотря на ряд положительных черт, конкуренция обладает и рядом негативных. К таким относятся:

В результате конкуренции могут произойти нежелательные, для банковской конкуренции, события. Возможен уход малых банков с рынка банковских услуг, в том числе через банкротство и поглощения более крупными банками, или превращение их в филиалы этих более крупных банков, изменение спектра услуг банка с универсального до специализированного.