logo
Сборник 2012

Электронная картотека уроков

Еронина В.Г., ст-ка гр. Ф(о)-08

Научный рук.: к.ф.-м.н., профессор, академик МАИН Гусаков В.П.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Использование компьютерных технологий, в том числе и электронных программ, позволяет учителю конструировать яркий, продуктивный, динамичный, лаконичный, зрелищный урок. При этом систематизируется и обогащается, а не разрушается, уже имеющийся жизненный опыт. Бесспорно, что при таком подходе заметно повышается качество образования.

При создании уроков наряду с компьютерными презентациями, предметными электронными учебными пособиями, так же можно использовать электронную картотеку урока (ЭКУ), которая позволит учителю подготовить свой собственный авторский урок и сохранить его в базе для дальнейшего использования. Каждый разработанный и сохраненный учителем урок включается в оглавление списка карточек. Основное окно программы изображено на рис. 1.

Рис. 1. «Основное окно программы»

Окно условно делится на четыре функциональные части, это:

1. Меню базы;

2. Панель инструментов;

3. Информационная строка;

4. Область карточек.

После добавления урока, он автоматически становится доступным в других закладках программы: «Данные», «Приложения», «Текст карточки».

Рис. 2. «Новая карточка»

На закладке «данные» карточку можно пометить ключами из двенадцати справочников, которые находятся в левой части окна (см. рис. 2). На закладке «Текст карточки» можно заполнить текстовые поля «Заголовок», «Текст» и «Комментарий». Заголовок дублируется на закладке «Приложения» представленный на рис. 3 без возможности редактирования. На закладке «Приложения» ведется работа с приложениями.

Текстовое окно позволяет записать комментарий к приложениям. Можно выбрать одновременно несколько приложений. Например: для организации определенного этапа урока дается несколько вариантов. Учитель руководствуясь, знаниями о способностях обучаемых выбирает тот, или иной вариант.

Рис. 3. «Приложения»

Существует возможность экспортировать карточки в MS Word или текстовое окно. В окне, вызываемом через меню Настройка – настройки экспорта, можно настроить экспорт либо в Word, либо в текстовое окно и указать экспортируемые поля карточки.

Работа с картотекой позволяет преподавателю актуализировать свои знания в области педагогики, проводить «инвентаризацию» педагогических методов и приемов, используемых в работе, а также стимулирует к поиску и использованию новых приемов и методов. Картотека также дает возможность:

  1. Быстро подготовить различные варианты плана урока в зависимости от поставленных целей в электронном виде (за счет экспорта карточек в Word).

  2. Оперативно отыскать нужный прием «по ключам» при подготовке к уроку для получения того или иного учебного эффекта.

  3. Творчески наполнять ее новыми приемами и методами.

  4. Качественно корректировать содержание приемов и методов в зависимости от результатов их апробирования.