logo search
Сборник 2012

Государственный финансовый контроль за целевым использованием средств федерального бюджета

Рогозина Н.В., ст-ка гр. 6 ФиК

Научный рук.: к.т.н., доцент Демиденко О.В.

Филиал НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

Государственный финансовый контроль – это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению следующих нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов:

Задачами государственного финансового контроля являются обеспечение экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства; целевого и эффективного использования средств; соблюдение валютного законодательства; пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Государственный финансовый контроль подразделяется в зависимости от субъекта: внешний и внутренний; вневедомственный и ведомственный; по уровню управления: федеральный, региональный и местный; в зависимости от объекта: бюджетный; налоговый; валютный; и в зависимости от времени проведения: предварительный, текущий и последующий; в зависимости от уровня организации финансового контроля различают: на уровне государства, субъекта Федерации, муниципалитета, отрасли, предприятия.

Принципы государственного финансового контроля: законность; независимость; объективность; ответственность; гласность и системность, лояльность.

Множество органов государственного финансового контроля пока не образуют единую систему, так как мало взаимодействуют друг с другом, не согласованы в части планирования, не имеют единой законодательной базы, методологического и информационного обеспечения, в Бюджетном Кодексе отсутствуют основной метод – ревизия, определения всех видов финансовых нарушений и ответственность за них.

Методология остается на уровне разработок и не получила соответствующего законодательного оформления, что создает проблемы в деятельности органов государственного финансового контроля.

Одним из органов государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств является Росфиннадзор и его территориальные управления. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области – орган внутреннего финансового контроля, территориальный орган исполнительной власти; осуществляет бюджетный и валютный контроль, последующий контроль, а также текущий контроль в рамках реализации национальных проектов, взаимодействует с правоохранительными и налоговыми органами.

В 2010 г. количество финансовых нарушений увеличилась на 11,45% по сравнению с 2009 г. Наибольший удельный вес финансовых нарушений составляют другие финансовые нарушения 98,42% и 97,10 в 2009 г. и 2010 г. соответственно. Возрастают нарушения, выразившиеся в неправомерном расходовании денежных средств и материальных ресурсов. В Территориальном управлении используется классификатор нарушений в ходе контрольных и надзорных мероприятий. В 2010 г. сумма выявленных нарушений бюджетного законодательства в использовании средств федерального бюджета увеличилась на 38,91% и составила 8260564,24 тыс. руб., но общая сумма финансовых нарушений снизилась (на 54,76%) до 11105725,38 тыс. руб. За 9 месяцев 2011г. проверками выявлены нарушения бюджетного законодательства на сумму 612 944,41 тыс. руб., в т.ч. в использовании средств федерального бюджета – 420731,73 тыс. руб.

После проведения анализа выявлены проблемы становления эффективной системы государственного финансового контроля. Они заключаются в том, что отсутствует федеральный закон о государственном финансовом контроле; единая методологическая и информационная базы, критерии эффективности контрольных мероприятий; определение всех видов финансовых нарушений и другие. Для совершенствования работы органов государственного финансового контроля необходимо разработка и утверждение федерального закона о государственном финансовом контроле; создание критериев эффективности контрольных мероприятий; единой методологии (стандартов) и информационной базы государственного финансового контроля; разработка и утверждение классификатора нарушений, выявляемых в ходе государственного финансового контроля; а также внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ и в Кодекс об административных нарушениях.