logo search
Сборник 2012

Анализ проблем организации частной собственности в рк

Омарова К.А., ст-ка гр. Фс-10-1

Научный рук.: Слесарева Е.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Институт права частной собственности имел место ещё в древнем мире. Сегодня использование частной собственности является одним из базовых элементов рыночной экономической системы. По мнению экспертов ВЭФ, Казахстан за последние годы не показывает положительных результатов. В 2010 году произошел спад на одну позицию, и страна оказалась на 67-й позиции в рейтинге. В прошедшем году и вовсе последовал провал на 72-е место. Возможными проблемами для конкурентоспособности РК можно обозначить высокий уровень коррупции и недостаточной защиты частной собственности в стране.

После самоопределения Казахстана как суверенного и независимого государства, в Казахстане, как и в других странах СНГ, стала актуальной проблема приватизации и разгосударствления и создание многообразных типов и форм собственности с тем, чтобы привести их в соответствие с реальным уровнем и качеством обобществления производства.

На основании вынесенного постановления «О разгосударствлении и приватизации» в стране началась массовая приватизация. Данная программа осуществлялась в 2 этапа, параллельно шла также работа в области акционирования предприятий, в основном, по индивидуальным проектам, не имеющая определенной слаженной системы. Результаты же были не очень радостными, землю раздавали, так сказать, «направо и налево», большая доля оказалась в руках иностранных лиц, имеющих значительное превосходство перед местным населением, впоследствии налоги не уплачивались, отыскать новых владельцев собственности не было никакой возможности, и у государства образовалась огромная задолженность. Аграрный сектор характеризуется наличием целого комплекса проблем, которые усугубляются сложностями земельных реформ, проводимых в последние годы. Приватизация аграрного сектора начиналась при практическом сохранении прежних отношений собственности на сельскохозяйственные земли. Вследствие этого приватизированные объекты аграрной инфраструктуры, сельскохозяйственная техника и прочие средства производства утратили функциональную связь с землей. Законодательно и организационно не было обеспечено справедливое участие основной массы крестьян в распределении земель и других ресурсов сельскохозяйственного производства. В итоге приватизация не смогла в достаточной мере стать условием перехода отрасли на качественно новый уровень.

Очередным камнем преткновения оказалась легализация частной собственности, которая осуществлялась через налоговые органы, за исключением недвижимого имущества, легализация которого осуществлялась через специальные комиссии при местных исполнительных органах власти. Субъекты легализации, за некоторым исключением, должны были оплатить государству сбор в размере 10% от стоимости легализуемого имущества. Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества» был принят с целью упорядочения правоотношений между землепользователями и повышения экономического благосостояния страны. Еще предполагалось, что легализация поднимет рейтинг государства, авторитет закона, но пока об этом даже говорить не приходится. В ходе легализации государственная казна пополнилась «энной» суммой от взносов, но страна потеряла нечто гораздо более ценное – участки земли, предназначенные далеко не для индивидуальной жилищной застройки. Население легализовало земли сельскохозяйственного назначения, и даже участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Уже можно смело утверждать, что легализация, кроме положительного эффекта выведения имущества из теневого оборота, принесла государству еще и сильную головную боль. Нарушений столько много, что фактически надо начинать все сначала.

Для создания эффективного частного сектора необходимо решить следующие основные проблемы:

  1. Несмотря на, некоторый успех в создании макроэкономической стабилизации отсутствие рабочего капитала и доступных долгосрочных кредитов еще серьезно сдерживает процесс реорганизации предприятий и привлечение новых инвестиций, как в мелкие, так и в крупные предприятия.

  2. Экологическая ситуация в регионах и крупных предприятиях пугает иностранных инвесторов, замедлила процессы модернизации и реорганизации промышленности и сама по себе требует крупного объема инвестиций для очистки окружающей среды.

  3. Для обеспечения устойчивого развития частного сектора необходимо существование сильной банковской системы и эффективных рынков капитала, полноценное страхование.

Наличие частной собственности на землю является мощным фактором стимулирования как внутренних, так и внешних инвестиций. Всем известно, что важнейшим условием предоставления кредитов является их обеспечение. Во всем мире таким обеспечением (в первую очередь, в сельском хозяйстве) выступает земля. Опять же опыт зарубежных государств, где существует рыночный оборот земель, доказал что сельскохозяйственные угодья используются там более рационально. Что мешает Казахстану выйти на качественно новый уровень развития, как частной собственности, так и всей экономической системы? Ответ на этот вопрос остается открытым, возможно, что реализация стратегии «Казахстан – 2030» сможет изменить сложившуюся ситуацию.