logo search
Сборник 2012

Социальная защита трудовых мигрантов в россии

Дерр Е.А., ст-ка гр. СР-319

Научный рук.: доцент Мамаева Г.Г.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

(Россия, г. Омск)

Трудовая миграция является неотъемлемой составляющей миграционного процесса. В отечественной обществоведческой науке изучение социально-политических аспектов трудовой миграции приобрело особую популярность.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов России по данным статистического сборника «Труд и занятость в России» на 2010 год составила 92958,8 тыс. чел., из них 2,2% – иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в России. Значительная часть трудовых мигрантов прибывает из стран СНГ (76%).

Категория трудящихся-мигрантов признается одной из самых уязвимых категорий трудящихся. Это объясняется тем, что люди, приезжающие в нашу страну трудиться, зачастую не осведомлены или осведомлены не в полной мере о своих правах в области трудового и социального законодательства. В свою очередь это дает возможность недобросовестным работодателям злоупотреблять своим положением и халатно относиться к своим обязанностям.

Рост масштабов трудовой миграции обусловливает создание законодательно закрепленной системы социальной защиты и миграционной политики с учетом вероятности наступления различных социальных рисков.

По определению Е.И. Холостовой, миграционная политика – это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев [3, c. 331]. Таким образом, социальная защита как система мер по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизнедеятельности человека является органической частью миграционной политики.

Согласно ст. 62 п. 3 Конституции РФ, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В целях регулирования внешних трудовых миграционных процессов и социальной защиты трудовых мигрантов, в 1995 году Россия ратифицировала «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (изм. 25.11.2005 г.) со странами СНГ. Согласно ему трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. По общему правилу, временно находящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на ее назначение, порядок назначения и выплаты пенсий предполагают постоянное проживание в России. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, гражданами которого они являются, в соответствии с действующим там законодательством. В тоже время их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

В ноябре 2010 года президент России Д.А. Медведев подписал «Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, чем выразил стремление содействовать всестороннему развитию в области трудовой миграции. Это соглашение конкретизирует понятие социального обеспечения в отношении трудящихся мигрантов и их семей. Социальное обеспечение предполагает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.

Самой острой проблемой трудовой миграции является наличие нелегальной миграции. По данным главы ФМС К.О. Ромодановского, законно в России работают около 1,3 миллиона человек, а фактическое число нелегальных мигрантов может достигать 4 миллионов. В то же время граждан, определяемых как незаконно находящихся на территории РФ, в течение года выявляется не более 200 тысяч человек [1].

В связи с тем, что категория мигрантов-нелегалов не имеет законного основания для нахождения в России, она не имеет прав даже на минимальные социальное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание. Ситуация становится еще более сложной, если учитывать низкий уровень знания языка и правовой культуры среди нелегалов.

Таким образом, первоочередными задачами социальных служб является информирование мигрантов об их социальных, трудовых и прочих правах, содействие адаптация к непривычным социально-экономическим условиям, а также максимальное сокращение количества нелегальных мигрантов на территории нашей страны. В связи с тем, что социальная защита в России носит заявительный характер, знание прав необходимо для получения социальной помощи в случае необходимости.