logo search
Сборник 2012

Экологическая ответственность компании как основа устойчивого развития

Черникова К.В., ст-ка гр. ОК-11

Научный рук.: к.б.н., доцент Гончарова О.В.

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

(Россия, г. Омск)

Бережное отношение к окружающей среде является одной из основ устойчивого развития бизнеса компании. В погоне за прибылью многие компании в нашей стране, не заботясь об экологической безопасности, способствуют увеличению загрязнения. Бизнес, результаты деятельности которого связаны не со штрафными санкциями за повышение ПДК загрязняющих веществ, а с улучшением состояния окружающей среды, сокращением природных ресурсов – называют экологическим или «зеленым». Большая роль здесь отводится экологической ответственности компании.

Цель нашей работы – изучение экологической ответственности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить проблему, 2) определиться с понятием экологической ответственности.

На протяжении веков человечество расточительно относилось к лесам, животным, земельным угодьям, полезным ископаемым. Например, причиной обезлесивания стали подсечное земледелие и получение новых пахотных земель, кораблестроительство, металлургия с получением древесного кокса, производство бумаги и пожары. Немалую роль играет менталитет русского человека, живущего на огромной территории с богатыми ресурсами и поэтому относящегося к ним расточительно. Все указы и реформы принимались с учетом нужд и прибыли государства. Внедрение в России принципа природоохранной деятельности «загрязнитель платит» ознаменовано тем, что он превратился в принцип «платить за право загрязнять». Компании с огромной прибылью идут на то, чтобы один раз заплатить штраф (незначительный по размеру), чем тратить средства на ресурсосберегающие и природоохранные технологии.

Важнейшую роль в деле охраны окружающей среды играет экологическая ответственность.

Экологическая ответственность – это ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем.

Экологическая ответственность выполняет три основные функции: 1) стимулирующая – проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; 2) компенсирующая – направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; 3) превентивная – основана на принудительном воздействии на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Экологическая ответственность имеет две формы: 1) экономическая – базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов и вытекает из упомянутого нами принципа взаимоотношения общества и природы «загрязнитель платит»; 2) юридическая – порождается неправомерными деяниями, которые выражаются в несоблюдении норм, обеспечивающих гармоничное сочетание окружающей среды и экономики в процессе общественного развития, и регулируется административно-правовыми методами.

Таким образом, экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В настоящее время человечество пришло к выводу о том, что следует совместными силами решать нависшую проблему загрязнения окружающей среды. В нашей стране эта проблема стоит наиболее остро, так как шестая часть территории нашей страны является экологически неблагополучной.

Передовые мировые компании в последние годы занимают все более активную природоохранную позицию и не только пассивно соблюдают экологическое законодательство, но и сами выступают с инициативами, направленными на ужесточение природоохранных норм в своих корпорациях.

Экологические аспекты все чаще становятся мощным инструментом давления в конкурентной борьбе. Экологически ответственное поведение входит в число главных факторов развития и конкурентоспособности бизнеса. Оно учитывается международными финансовыми институтами (ЕБРР, Всемирный банк) при предоставлении кредитов.

Ответственное экологическое поведение компании, заботящейся об охране природы и производящей экологически чистую продукцию, может серьезно содействовать улучшению репутации, расширению партнерской и клиентской базы, получению госзаказа.

В России уровень экологической ответственности бизнеса пока не высок. Не все предприниматели понимают, что экологически чистые продукты производить выгодно. Экологическая политика компаний должна стать для них не бременем, повышающим себестоимость продукции, а важным фактором повышения эффективности производства и конкурентоспособности. Для изменения этой ситуации в октябре 2011 г. в Москве прошла всероссийская конференция «Экологическая ответственность бизнеса: опыт и перспективы», которую организовал журнал «Бизнес и общество» при поддержке компаний «Alcoa Россия» и «Pricewaterhouse Coopers». В ней приняли участие представители бизнеса, органов власти, общественных организаций, СМИ, эксперты и другие заинтересованные лица.

Таким образом, экологическая ответственность в перспективном смысле – это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью устойчивого развития бизнеса компании.