logo search
Сборник 2012

Использование альбома слайдов в учебном процессе как средства наглядности

Владимирова К.В., Ляховая О.А., ст-ки гр. Ин(е)-10

Научный рук.: ст. преподаватель, магистр Луцак С.М.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Наглядность в обучении способствует тому, что у студентов, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у студентов образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного.

В современной системе обучения понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий.

В рамках курсовой работы был разработан альбом слайдов по модулю «Элементы теории нечетких множеств и нечеткой логики». Данный модуль входит в содержание элективного курса «Дополнительные главы математической логики», который изучается студентами специальности 5В060200 – «Информатика (естественная)» кафедры «Математика» Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева.

Разработанный альбом слайдов весьма удобен в использовании. Слайды разбиты в соответствии с планом лекционных и практических занятий. По данному модулю запланировано 8 лекционных и 4 практических занятий. По курсу лекционных занятий подготовлено 115 слайдов; по курсу практических занятий – 52 слайда.

Альбом слайдов может быть использован при проведении лекционных и практических занятий. Использование слайдов возможно на различных этапах занятия (урока) и при различных типах уроков: на этапах разминки, актуализации знаний, изложения новой темы, закрепления темы, проведения самостоятельной работы. Слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint, следует демонстрировать с помощью электронного проектора. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке; повысить уровень наглядности в ходе обучения; внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Использование на лекционных занятиях альбома слайдов позволяет студентам полнее окунуться в атмосферу изучаемого предмета, лучше усваивать предлагаемые понятия и теоремы. Использование технологии демонстрации слайдов ориентировано на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае не только не отвлекает студента от предмета, но и служит развитию у студента повышенного интереса к нему.

Использование слайдов Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить формы наглядности. Возможно демонстрировать различные способы организации и предъявления теоретического материала – в виде таблиц, схем, графиков, опорных конспектов и т.п. Можно демонстрировать не только статичную информацию, но и различные явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и т.д. А это уже качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.