logo search
Сборник 2012

Метод проектов при подготовке специалистов-информатиков в вузе

Ахметова А.К., Дрягина А.В., ст-ки гр. Ин(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель, магистр техники и технологий Копнова О.Л.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Специалисты в области информационных технологий в настоящее время являются одними из самых востребованных на рынке труда. Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают соответствующими профессиональными компетенциями, но и умеют быть «командными игроками в проектной деятельности».

Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, метод проектов является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки специалистов в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества, ориентированной на приобретение выпускниками такого качества, как эффективная конкурентоспособность.

При подготовке специалистов-информатиков в вузе в образовательных стандартах декларируется необходимость их подготовки в проектно-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности.

При использовании традиционных методов и форм обучения подготовка по данным направлениям специально не организуется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации человека к жизни в современном информационном обществе. Зачастую специалисты получают хорошую подготовку в области программирования и микроэлектроники, но у них практически отсутствуют навыки общения с коллегами и заказчиками, управленческие навыки, навыки создания инновационных проектов.

Каковы организационно-педагогические условия использования метода проектов в подготовке специалиста-информатика в вузе.

Решение данной проблемы заключается в выявлении организационно-педагогических условий использования метода проектов в подготовке специалиста - информатика в вузе.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – совокупность приемов, операций самостоятельного овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений, применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (определение проблемы; выдвижение гипотез и их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформление конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов; выводы, выдвижение новых проблем исследования).