logo search
Сборник 2012

Анализ деятельности комитета по финансовому надзору национального банка республики казахстан по регулированию деятельности коммерческих банков

Загурская И.Ю., ст-ка гр. Фс-10-1

Научный рук.: Слесарева Е.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Одна из функций Национального банка совместно с комитетом по финансовому надзору – надзор за деятельностью банков второго звена кредитной системы и ее регулирование. К числу важных задач Национального банка в условиях двухуровневой банковской системы относится процесс управления банковской деятельностью на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно финансовых институтов страны, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы.

Национальный банк совместно с комитетом использует при надзоре за банковской деятельностью и ее регулировании как прямые, так и косвенные методы воздействия на банки. В их числе:

  1. установление пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных активов;

  2. издание обязательных к исполнению банками инструкций и других нормативных актов;

  3. инспектирование (проверки) деятельности банков, выдача рекомендаций по оздоровлению финансового положения банка;

  4. применение к банкам ограниченных мер воздействия, в числе которых затребование письма – обязательства об устранении имеющихся недостатков, письменное предписание Национального банка и другое;

  5. наложение санкций на банки, вплоть до отзыва разрешения на открытие банка.

Воздействие на банк со стороны Национального банк и Комитета по финансовому надзору означает регулирование его деятельности. Таким образом, регулирование надзорными органами деятельности конкретного банка включает в себя:

  1. внешнее управление текущим функционированием и развитием банка как части банковской системы, которое воплощается в банковских законах, нормативных актах Национального банка и Комитета, адресованных одновременно всем банкам;

  2. внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Национального банка, Комитета по финансовому контролю, направленных только на данный банк.

Рассмотрим, как крупные банки второго уровня выполняют пруденциальные нормативы.

За 2009 год при прохождении пруденциальных нормативов из 35 банков второго уровня один банк не прошел проверку – АО «Ситибанк Казахстана». Собственный капитал у крупных банков составляет: АО «КАЗКОММЕРЦБАНК» 3584699444 млн. тенге, АО «БТА БАНК» 474293297 млн. тенге, АО «Народный Банк Казахстана» 174948944 млн. тенге, АО «Альян банк» 186346601 млн. тенге, АО «АТФ Банк» 129930689 млн. тенге. Разница между собственным капиталом в представленном выше банках составила 3454768755 млрд. тенге.

При анализировании пруденциальных проверок за 2010 год выявлено, что из 35 – АО ДБ «БАНК КИТАЯ В КАЗАХСТАНЕ» не прошел проверку.

В течение отчетного периода у АО «БТА Банка» имелись просроченные обязательства перед кредиторами и вкладчиками. Собственный капитал в крупных банков равен: АО «БТА Банк» 541368855 млн. тенге, АО «КАЗКОММЕРЦБАНК» 356356143 млн. тенге, АО «Народный банк Казахстана» 206622119 млн. тенге, АО «Альян банк» 191636358 млн. тенге, АО «АТФ банк» 144516089 млн. тенге. В данном случае разница между собственными капиталами у выше перечисленных банков составила 396852766 млн. тенге.

При проведении пруденциальной проверки в 2011 году из 38 банков 4 банка не прошли проверку – АО «БТА Банк», ДО АО «БТА БАНКА»- АО «ТЕМIР БАНК», АО «Банк kassa nova», АО ДБ «НБ Пакистана» в Казахстане. Разница между собственным капиталом составила 253448811млн. тенге.