logo search
Сборник 2012

Развитие государственно-частного партнерства в россии

Тиссен Т.В., ст-ка гр. Эм-11

Научный рук.: к.э.н., доцент Храпова Е.В.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»

(Россия, г. Омск)

В экономике развитых и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти – партнерство государства и частного сектора – Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.

В настоящее время в нашей стране идёт активная разработка концептуального подхода, позволяющего сочетать интересы государства и бизнеса. Основная цель государственно-частного партнёрства – реализация общественно значимых проектов реформируемой экономики с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

Наиболее широко применяемой в настоящее время в России формой ГЧП является концессия. Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Для налаживания эффективного партнёрства между государством и частным бизнесом в нашей стране необходимо принять новый закон «о концессионных соглашениях», где концессия должна трактоваться шире, чем в ГК РФ. Главный недостаток закона состоит в том, что из объектов концессионных соглашений исключены природные ресурсы, в том числе в области недропользования. Не решены многие проблемы и с магистральным трубопроводным транспортом, в создании которого может участвовать частный капитал (необходимость и возможность такого участия в принципе уже признаны). При этом важно, чтобы закон применялся одним правомочным органом.

Особой и достаточно эффективной формой государственно-частного партнёрства в сфере нефтяного бизнеса в России стали широко используемые в мировой практике соглашения о разделе продукции (СРП). Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении.

В России ГЧП продвигается больше в сфере развития инженерной и транспортной инфраструктуры, а также в сфере туризма и гостеприимства. Что касается энергетики, проекты ГЧП будут появляться в области коммунальной энергетики. Это обусловлено высоким износом основных средств и дефицитами бюджетов, данные аспекты вынуждают государственную власть привлекать частных инвесторов. Проблемы большой энергетики в РФ решаются на федеральном уровне, а альтернативная энергетика на сегодняшний день не является инвестиционно привлекательной.

Основной причиной сложности запуска проектов является инструментарий, который сейчас находится в стадии развития. При попытке структурировать конкретный инвестиционный проект ГЧП возникает множество процедурных вопросов неурегулированных законодательно. В связи, с чем при принятии управленческих решений существенные риски несет как государственный, так и частный партнер.

У проектов ГЧП есть важное преимущество – публичность, открытость и прозрачность сделок. Вероятно, именно эта особенность повлияла в свое время на принятие решения о внедрении форм ГЧП в Российской Федерации. Минимизация рисков, связанных с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, – это то самое преимущество, которое получает государство от партнерства с частным бизнесом в формате ГЧП. Насколько эффективным окажется это сотрудничество, покажет время.