logo search
Сборник 2012

Организация работы с детьми c детским церебральным параличом

Аминова Р.Х., ст-ка гр. СР-319

Научный рук.: к.и.н. Замиралова Т.А.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

(Россия, г. Омск)

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с инвалидностью.

В Российской Федерации дети с ограниченными возможностями здоровья составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей.

Детские церебральные параличи (далее ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомо-комплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. ДЦП не является наследственным заболеванием, но существенно усложняет процесс социализации ребенка.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию чувства неполноценности. Отсюда следует, что для социальной адаптации таких детей необходимо обеспечить все условия для их личностного развития.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), к примеру, рекомендует работать с детьми, имеющими диагноз ДЦП, целым группам специалистов: неврологу, физиотерапевту, психиатру, врачу ЛФК, врачу функциональной диагностики, психотерапевту, психологу, логопеду, социальному педагогу и др. в условиях стационара. Однако, ребенок не может и не должен постоянно находиться в медицинских учреждениях, ему необходимы и домашний уют, и определенная доля самостоятельности.

Здесь, следует отметить, что основными направлениями по организации работы с детьми ДЦП остаются физическое воспитание и психолого-педагогическая реабилитация.

Итак, основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика, а также использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения полезно проводить под музыку. Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия, также широко используется лечебный массаж [1, с. 187-189].

Одним из важнейших аспектов работы с детьми с ДЦП является создание условий для полноценного личностного развития в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.

Все занятия могут быть построены на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук [2].

Развитие активного мышления может проходить по двум векторам: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Таким образом, для достижения максимальной эффективности в процессе адаптации детей с ДЦП, необходимо активное участие родителей или людей их заменяющих. Поскольку только в тандеме ребёнок - взрослый становиться возможным достичь максимального результата.