logo search
Сборник 2012

Социальная реклама в профилактике социальных проблем

Талалова Н.С., ст-ка гр. 91-ГС

Научный рук.: к.п.н., доцент Прончева О.К.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»

(Россия, г. Омск)

В мире, перенасыщенном коммерческой рекламой, призванной привлечь внимание потенциального потребителя к покупке какого-либо товара или услуги, наиболее заметно проявляется недостаток рекламы социальной, призванной изменить модель поведения человека с нравственной, а не покупательской точки зрения.

Большинство передач и газет лишь освещают печальную статистику социальных проблем и информируют о случившихся несчастиях конкретных людей, не пытаясь предупредить подобные события в жизни других. Один человек – одна статья в газете. Новый день – новая статья. Социальная реклама же призвана не только осветить проблему, но и изменить мировоззрение человека, призвать его к действию.

Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) организаций их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций (ст. 18 закона РФ «О рекламе»).

Таким образом, социальная реклама направлена на решение социально-экономических и демографических проблем общества. Одной из актуальных проблем российского общества в настоящее время проблема суицида, особенно суицида среди подростков и молодёжи.

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere – убивать себя) – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) Россия занимает 6-е место в мире по числу самоубийств. Кроме того, Россия занимает первое место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков.

По данным ВОЗ 45% русских девочек и 27% русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьезно обдумывали возможность самоубийства. Следует также учитывать, что на каждого самоубийцу приходится 20 «неудачных» попыток. Считается, что если в мире ежегодно совершается миллион завершенных самоубийств, то попыток – не менее 20 миллионов. Эти двадцать миллионов – и есть основная группа риска, требующая проведения различных профилактических мер по предотвращению повторных попыток. Но в России пока не ведется целенаправленной масштабной работы по предотвращению суицидального поведения.

Во многих странах мира проблеме профилактики суицида уделяется гораздо больше, по сравнению с Россией, внимания. Так, ВОЗ провозгласил день 10 сентября Всемирным днём предотвращения самоубийств. В этот день проводятся многочисленные акции по борьбе с суицидом. Например, в метрополитене одного из городов США решили убрать все надписи «выхода нет», что сразу привело к снижению числа самоубийств. Как выяснилось, табличка с такой надписью оказывалась последней каплей, и люди нередко, прочитав надпись, бросались под поезд. Этот факт демонстрирует, что даже самое незначительное действие по борьбе с суицидом, может привести к снижению его уровня.

Также активная профилактическая работа ведется в социальных сетях. Представителем социальной сети ВКонтакте было сообщено о том, что сервис начал контролировать на своих страницах информацию о суицидах и удалять группы соответствующей тематики. Facebook же, замечая на своих страницах группы подобной ориентации – перенаправляет пользователей в центры психологической поддержки. Таким образом, отчаявшийся «юзер» может пообщаться с психологом прямо в онлайн-режиме при помощи чата социальной сети.

В России практически ещё не используются возможности социальной рекламы в профилактике суицида. Та реклама, что существует, представляет собой любительские ролики для неширокой аудитории. Необходимость в подобной рекламе в нашей стране очевидна. С целью привлечения внимания к проблеме и профилактике суицида мы создаём видеоролик для демонстрации его молодёжной аудитории.