logo search
Сборник 2012

Место электронных библиотек в образовании

Ромашова С.Е., ст-ка гр. Ин(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель Орловская В.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Ускорившиеся темпы создания и накопления информации, усложнение и глобализация знания сделали необходимым поиск инструментов, позволяющих обеспечить быстрый и эффективный доступ к этому знанию, рассеянному по разным странам и разным хранилищам информации. Одним из таких инструментов по праву считаются технологии электронных библиотек, развитие которых началось в начале 90-х годов XX века. Электронные библиотеки как направление развития электронных ресурсов во многом определяет политику библиотек при планировании своей деятельности в формировании современной автоматизированной библиотечно-информационной среды.

В настоящее время активно развиваются электронные библиотеки вузов различных профилей, что в свою очередь создает объективные предпосылки для повышения уровня образования. Ресурсы, размещенные в электронных библиотеках вузов, способны существенно повлиять на интенсивность процессов обучения и научных исследований, а «обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа к ним стало одной из первоочередных задач обслуживания образования, науки и культуры. Сегодня общепризнанно, что решение этой задачи наиболее эффективно достигается путем создания электронных библиотек». В этом смысле вузовская и, прежде всего, университетская среда являются наиболее оптимальными для использования существующих, создания новых информационных ресурсов, развития новых информационных и коммуникационных технологий, так как именно в вузах одновременно и в различных формах, в обучении и научных исследованиях создаются и используются такие информационные ресурсы и технологии. Создаваемые в университетах информационные ресурсы имеют различную природу – это научные издания и учебно-методические пособия, диссертации и авторефераты, библиографические указатели и обзоры, справочная литература, материалы теле- и видеоконференций, электронные журналы и электронные версии «бумажных» научных изданий, электронные учебники, научные базы данных, материалы для саморазвития, статьи и публикации, научно-методическая информация и еще многое другое.

Таким образом, на сегодняшний день использование электронных библиотек позволяет решить проблему обслуживания удаленных и локальных пользователей на глобальном уровне. Но вместе с тем становится очевидным противоречие между наличием огромных массивов информации, используемых в электронной форме, и отсутствием эффективных инструментов ее структурирования. Данное противоречие в полной мере проявилось в значительной части проектов по созданию электронных библиотек, реализуемых как в Казахстане, так и за рубежом. В этих проектах используются технологии средств коммуникаций и обеспечения доступа к различным информационным ресурсам, но не акцентируется внимание на проблеме структурирования информации. В то же время потребитель информации еще не до конца осознает всех тех возможностей системы информационно-библиотечного обслуживания, которые предоставляют современные информационные технологии. Поэтому возникает необходимость создания такого инструмента, который дал бы возможность пользователю самому определиться в информационном поведении, обработке массивов информации.