logo search
Философия1

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

од существования социалистического общества как раз и свиде­тельствовало о фундаментальном кризисе социализма — кризисе самого его принципа.

С учетом общественной, общенародной природы и принад­лежности социалистической ("огосударствленной") собственно­сти можно сказать, что государственное присвоение прибавочного продукта — это по сути и в конечном счете общественное присвое­ние: то, что посредством политического принуждения взято (недо­дано) у отдельных членов общества, отдано (за вычетом потреби­тельских привилегий "уравниловки") обществу и народу в целом, "всем вместе". Но и это не эксплуатация (в экономико-правовом смысле) обществом в целом отдельного своего члена. Хотя, дейст­вительно, социализм — такой строй, где в принципе каждый рабо­тает (должен работать) на все общество, на весь народ, на "всех вместе", однако, во-первых, не вся потребительская ("проедаемая") часть общественного (через "государство") присвоения прибавоч­ного продукта идет на потребительские привилегии элиты (какая-то часть в той или иной мере возвращается всем членам общества через общественные фонды потребления и общесоциальные меро­приятия), а, главное, производственная часть присвоения (то, что не "проедается") умножает социалистическую собственность всего общества, т. е. потенциальные экономические возможности не только "всех вместе", но и каждого в отдельности.

Эта работа на будущее — ведущая идеология, главная пози­тивная мотивация и фундаментальный факт реального социализма как по сути своей переходного периода истории в тяжком и мучи­тельном движении от старого к новому, от прошлого к будущему. Идеологи и строители социализма были воодушевлены представ­лением о социализме как первой ступени нового строя, неизбежно ведущей к "светлому будущему" — полному коммунизму. Отсюда и тот энтузиазм, с которым несколько поколений советских людей существовало и работало для будущего, трудилось для грядущих поколений. Без такого энтузиазма и исторической устремленности к последним, "светлым вершинам", без достаточно широкой, массо­вой веры в коммунистическую перспективу социализма, с одним лишь кровавым насилием и нищенской, лагерной кормежкой, было бы просто невозможно возникновение и утверждение реального социализма, этого беспрецедентно жестокого и беспощадного пере­ходного строя.

Всемирно-исторический кризис социализма убедительно по­казал отсутствие у реального социализма обещанной коммунисти­ческой перспективы. Вместе с тем со всей остротой встал вопрос о реально-историческом смысле, месте и значении практически осу­ществленного социализма XX в., об ориентирах и характере пост­социалистического развития, о путях движения к постсоциалисти­ческому праву, свободе, собственности.

Глава 2. Социализм и право давшая_____________________153 Это возвращает нас вновь к проблеме социалистической соб-твенности — сущности и вместе с тем основному итогу всего предшествующего социализма, материальной основе всех возмож­ных преобразований в поисках путей к будущему.