logo
Философия1

Глава 5. Правовая аксиология 57

ного права. В этой связи Кельзен, отстаивая чистоту правоведения, обоснованно критикует смешение сторонниками естественноправо­вых учений права с моралью и иными социальными нормами и их требования о моральности права, нравственном содержании права и т. д.

Однако эти, сами по себе верные, положения сочетаются у Кельзена с традиционными позитивистскими представлениями о том, будто "справедливость есть требование морали"1 и поэтому от позитивного права нельзя требовать, чтобы оно было справедли­вым.

Эта легистская логика частично опровергается уже самими естественноправовыми концепциями справедливости, согласно ко­торым в понятие справедливости включаются (правда, в их смеше­нии) не только моральные характеристики (о чем верно, но одно­сторонне говорят Кельзен и другие позитивисты), но и такие собст­венно правовые начала, как равенство, свобода людей и т. д. (что умалчивают и игнорируют все позитивисты).