logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

выступает как субстрат права, а равенство — его необходимая форма. "Отнимите свободу, и право становится своим противопо­ложным, т. е. насилием. Точно так же отсутствие общего равенст­ва (т. е. когда данное лицо, утверждая свое право по отношению к другим, не признает для себя общеобязательными права этих дру­гих) есть именно то, что называется неправдой, т. е. также прямое отрицание права"1.

По смыслу такого юридического правопонимания, закон дол­жен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение. "Поэтому, — замечает Соловьев, — и всякий положительный закон, как частное выраже­ние или применение права, к какому бы конкретному содержанию он, впрочем, ни относился, всегда предполагает равенство, как свою общую и безусловную форму: перед законом все равны, без этого он не есть закон; и точно так же закон, как таковой, предполагает свободу тех, кому он предписывает, ибо для рабов нет общего фор­мально обязательного закона, для них принудителен уже простой единичный факт господской воли"2.

Соловьев при этом подчеркивает, что правовая свобода и ра­венство лиц — это не эмпирический факт (в эмпирической дейст­вительности люди — различны и отличаются друг от друга), а по­ложение разума. "Вообще же, — пишет он, — разум как одинако­вая граница всех свободных сил или сфера их равенства, есть оп­ределяющее начало права, и человек может быть субъектом права лишь в качестве существа свободно-разумного"3.

В общем определении права как свободы, обусловленной ра­венством, т. е. равным ограничением свободы лиц, именно равенст­во, согласно Соловьеву, является определяющим термином этой формулы, поскольку только равное ограничение делает из свобо­ды право. Считая такое равенство слишком отвлеченным и конкре­тизируя свое понимание равенства в направлении его наполнения нравственным содержанием и нравственной трактовки права, Со­ловьев пишет: "Значит, окончательно все дело не в равенстве, а в качестве самого ограничения: требуется, чтобы оно было действи­тельно справедливо, требуется для настоящего, правового закона, чтобы он соответствовал не форме справедливости только, а ее ре­альному существу, которое вовсе не связано с отвлеченным поня­тием равенства вообще. Кривда, равно применяемая ко всем, не становится от этого правдой. Правда или справедливость не есть равенство вообще, а только равенство в должном"4.

Такая характеристика справедливости в подходе Соловьева означает ее трактовку как категории нравственности. "Справед-

1 Там же.

2 Там же.

3 Там же. С. 100.

4 Там же. С. 101.