logo
Философия1

Глава 7. Юридическая концепция общего блага

71

Правовой компромисс при этом достигается не за счет отказа от различий в частных интересах, волях и т. д., не путем подчине­ния одних частных интересов другим частным интересам или всех частных интересов и воль какому-то особому интересу или особой воле общества и государства, а посредством соучастия всех этих частных интересов и воль в формировании той общей правовой нормы (т. е. действительно общей воли и общих интересов всех но­сителей частных интересов и воль), которая своими дозволения­ми и запретами выражает равную для всех меру свободы.

Общий интерес и общая воля носителей различных част­ных интересов и воль — если они хотят быть свободными — состоят в формировании, утверждении и действии всеобщей правовой нормы, общеобязательного для всех права. Чтобы ча­стные воли были свободны, нужна общая норма о равных усло­виях их свободы, — в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концеп­ции общего блага. В данной концепции выражено то принципи­альное обстоятельство, что право — это минимально необходи­мое всеобщее нормативное условие для максимально возмож­ной свободы. При этом имеется в виду свобода для всех участ­ников отношений, подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, независимо от того, идет ли речь о сфере дей­ствия внутреннего или международного права.

Общее благо выражает объективно необходимые всеобщие ус­ловия для возможного совместного бытия и согласованного сосуще­ствования всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщие условия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции об­щее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Но­сителями общего блага являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщест­ва и господствующих над ними.

Круг свободных и равных лиц, охватываемых концепцией об­щего блага, исторически изменялся (от древности до современно­сти), но в любом своем варианте данная концепция предполагает общий для всех членов этого круга принцип правовой справедли­вости, их правовое равенство (в правоспособности и правосубъект­ности), единство правопорядка, правовую основу государства и за­конов.

В русле именно такого подхода в христианской Европе разви­лись и утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и правового государства, господства права и т. д. Естественноправовая концепция общего блага оказала существен-

72