logo
Философия1

Глава 2. Сущность права

31

праве, односторонних претензий того или иного частного начала на всеобщее, присущее праву и справедливости.

С позиций правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральных, ре­лигиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представленными в них особыми потребностями, требованиями и т. д. — лишь особенные сферы в общем пространстве бытия и действия права и правовой справедливости, специфические объекты, а не субъекты справед­ливой правовой регуляции.

Право (и правовой закон) не игнорирует, конечно, все эти осо­бенные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (т. е. именно — справедливое) признание, удовлетво­рение и защиту. А это возможно только потому, что справедли­вость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регу­ляции) не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, справедливость, представляя всеобщее правовое начало, возвышается над всем этим партикуля­ризмом, "взвешивает" (на единых весах правовой регуляции и пра-^ восудия, посредством общего масштаба права) и оценивает их фор-i* мально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех пра-* вовым мерилом. d

Например, те или иные требования так называемой "социаль^-"* ной справедливости", с правовой точки зрения, имеют рациональ­ный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постоль­ку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенст­вом и их, следовательно, можно выразить в виде требований самой правовой справедливости в соответствующих областях социальной жизни. И то, что именуется "социальной справедливостью", может как соответствовать праву, так и отрицать его. Это различие и оп­ределяет позицию и логику правового подхода к соответствующей "социальной справедливости".

Так в принципе обстоит дело и в тех случаях, когда правовой справедливости противопоставляют требования моральной, нрав­ственной, политической, религиозной и иной "справедливости".

В пространстве всеобщности и общезначимости принципа пра­вового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных субъектов именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или не­правомерности всех прочих претензий на роль и место справедлив, вости в этом пространстве. Отдавая каждому свое, правовая cnpa-il ведливость делает это единственно возможным, всеобщим и рав--аьщ для всех правовым способом, отвергающим привилегии и верждающим свободу. 2*

32