logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Эта точка зрения, по оценке Аристотеля, предполагает, что добродетель может до известной степени прибегать к насилию и что, следовательно, насилию присущ в какой-то мере элемент доб­родетели. Сторонники рассматриваемой точки зрения приходят к выводу, что рабство как результат войны покоится на основах пра­ва. Возражая против такого заключения, Аристотель пишет: "Но уже в одном этом утверждении заключается противоречие. В са­мом деле, самый принцип войн можно считать противным идее права, и никоим образом нельзя было бы утверждать, что человек, недос­тойный быть рабом, все-таки должен стать таковым" (Политика, 1, 2, 18, 1255 а, 19).

В конечном счете, сам Аристотель, исходя из представлений о делении людей на свободных и рабов по природе, признает, что хотя природа и стремится к такому делению, однако не всегда мо­жет этого достигнуть. Подразумевая, видимо, только те случаи, когда "разделение на рабов и свободных вполне естественно" (т. е. по природе), Аристотель замечает, что "наука о приобретении ра­бов", "поскольку ее можно оправдать с точки зрения науки о пра­ве..., является чем-то вроде науки о войне или науки об охоте" (По­литика, 1,2,20,23,1255в 22). Речь, следовательно, идет о правомер­ности насильственного (путем войны или охоты) приобретения лишь тех, кто уже по самой природе является рабом.

Таким образом, насилие само по себе, согласно трактовке Ари­стотеля, не создает права. Наряду с этим существенным для его правопонимания положением необходимо отметить и другой прин­ципиальный момент: в ходе критического разбора концепции раб­ства по закону, согласно которой само насилие создает правовую основу рабства, Аристотель подчеркивает, что закон (как часть политики и явление политическое, соответствующее принципу по­литической справедливости) не может насилие сделать правом или трактовать силу в качестве источника права. Такая трактовка соотношения права и насилия направлена в учении Аристотеля на отрицание неполитического (несправедливого и антиправового) ис­пользования силы, характерного для деспотизма, где отсутствуют политические (а следовательно, и правовые) формы и отношения.

Право в целом как явление политическое Аристотель называ­ет "политическим правом". Это, в частности, означает невозмож­ность неполитического права, отсутствие права вообще в неполити­ческих (деспотических) формах общения, общественного устройст­ва и правления. Как естественное, так и условное право — явления политические и носят политический характер. "Что касается поли­тического права, — пишет Аристотель (Этика, V, 10), — то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от призна­ния или непризнания его. Условное право то, которое первоначаль­но могло быть без существенного различия таким или иным, но