logo
Философия1

Глава 4. Философия права в России

523

При рассмотрении вопросов личности и общества Чичерин излагает свою концепцию индивидуализма (субъекта как метафи­зической сущности и носителя разумной, свободной воли) в общем контексте развития свободы. "Свободная воля, — пишет Чичерин, — составляет таким образом основное определение человека как ра­зумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений..."1.

Высшее достоинство человека как носителя Абсолютного на­чала лежит в том, что "человек, по природе своей, есть существо сверхчувственное, или метафизическое, и, как таковое, имеет цену само по себе и не должно быть обращено в простое орудие. Именно это сознание служит движущей пружиной всего развития челове­ческих обществ. Из него рождается идея права, которая, расширя­ясь более и более, приобретает, наконец, неоспоримое господство над умами"2.

Но человек — существо общежительное и, живя в обществе, находится в постоянном столкновении с другими людьми, каждый из которых стремится расширить сферу своей свободы. "Отсюда, — заключает Чичерин, — необходимость определить, что принадле­жит каждому, и установить известные правила для решения спо­ров. Таково происхождение права. Оно возникает уже на первона­чальных ступенях человеческого общежития и идет, разрастаясь и осложняясь, до самых высших. Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлеж­ность всех человеческих обществ"3.

Таким образом, в человеческом общежитии, согласно Чичери­ну, присутствуют два противоположных элемента: "Духовная при­рода личности состоит в свободе; общественное начало как ограни­чение свободы выражается в законе. Поэтому основной вопрос за­ключается в отношении закона к свободе"4.

Это отношение закона к свободе может быть двояким — при­нудительным (государственный закон) и добровольным (нравствен­ный закон). "Первое, — поясняет Чичерин, — касается внешних Действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуж­дениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождает­ся право; второе составляет источник нравственности"5.

Чичерин выступает против смешения права и нравственно­сти, за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя юри­дический закон и нравственный закон имеют общий источник —

' Чичерин Б.Г. Философия права. С. 53. Там же. С. 55—56. Там же. С. 60. Там же. С. 83.

Там же. .. ч,*. . .'•::. /

*-Г- Т

524