logo
Философия1

Глава 1. Античная философия права

427

1 Там же. С. 519.

2 Там же.

3 Там же. С. 520.

точником справедливости и права (права по природе, естествен­ного права) в учении Цицерона имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы че­ловеческого общения и общежития, а также само человеческое бы­тие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой "природе" (в силу ее божественного начала), согласно Цицерону, присущи разум и законосообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материаль­ный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является, по Цицерону, подлинным источ­ником и носителем естественного права.

Цицерон дает такое развернутое определение естественного права: "Истинный закон — это разумное положение, соответст­вующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, за­прещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запре­щая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью не возможно, и мы ни постановлением се­ната, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем" (О государстве, III, XXII, 33).

Этот "истинный закон" — один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона" (О государстве, III, XXII, 33). Всякого, кто, презрев человеческую при­роду, своевольно и произвольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неми­нуемо понесет величайную (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.

Существо и смысл справедливости Цицерон (вслед за своими греческими и римскими предшественниками) видит в том, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними" (О госу­дарстве, III, VII, 10). Речь при этом идет именно о правовом равен­стве, а не об уравнивании имущественного положения людей. За­щищая институт собственности, Цицерон отмечает изначальную связь государства и собственности и воспроизводит положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства яв­ляется охрана собственности. Нарушение неприкосновенности ча­стной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права (Об обязанно­стях, I, 20—21).

428