logo
Философия1

Глава 3. Философия права Нового времени

453

вом, по Грецию, речь идет как раз об общих началах, присущих разумной природе человека. И наличие общего мнения (и однотип­ных суждений) по данному специфическому предмету свидетель­ствует о существовании общего смысла, присущего разумной при­роде человека (основе естественного права) и проявляющегося в признании естественного права. В этой связи Гроций приводит высказывания целого ряда авторов (Гераклита, Аристотеля, Ци­церона, Сенеки, Плутарха, Иосифа Флавия, Квинтилиана, Тер-туллиана, Андронника Родосского и др.) о роли согласованного общего мнения в деле выявления истины и обнаружения естест­венного права.

Возражая против сведения права к одной лишь пользе и вы­годе, Гроций отмечает, что право в собственном смысле слова состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им принадле­жит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности.

Человеку как существу высшего (по сравнению с животными) порядка присущи от природы стремление к спокойному и руково­димому собственным разумом общению с себе подобными, а также, в соответствии с этим, способность к знанию и деятельности со­гласно общим правилам. "Такое соблюдение (правил) общежития, изображенное нами лишь в общих чертах как присущее человече­скому разуму, — пишет Гроций, — есть источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания"1.

Из этих естественноправовых принципов, характеризуемых как право в собственном смысле слова, вытекает, согласно Гроцию, и понимание естественного права в более широком смысле, кореня­щееся в способности человека, опираясь на данные принципы, оце­нивать с точки зрения разума все свои взаимоотношения с други­ми. "Понятно, — замечает Гроций, — что человеческой природе свойственно, в согласии с разумом, в этих обстоятельствах руково­дствоваться здравым суждением и не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаваться безрас­судному порыву, а то, что явно противоречит такому суждению, следует рассматривать как противное также естественному праву, а тем самым — и человеческой природе"2.

К естественному праву в широком смысле Гроций относит и ^благоразумную соразмерность в безвозмездном распределении ме­жду отдельными людьми и обществом причитающихся им благ, с

оказанием предпочтения одним перед другими (мудрым, родичам, бедным соответственно перед немудрыми, чужестранцами и бога­тыми) сообразно с действиями каждого и природой каждой вещи.$

Польза трактуется Гроцием в качестве не причины, но лишь повода для возникновения внутригосударственного и международ­ного права. "Но подобно тому, как законы любого государства, — пишет он, — преследуют особую пользу, так точно известные прач ва могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между все-; ми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной сово­купности всех таких сообществ"1.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве под-i данных сопротивляться верховной власти или подчиненным орга­нам, действующим по уполномочию верховной власти. Позиция Гроция в этом вопросе, весьма значимом для его правопонимания в целом, отмечена явной непоследовательностью.

С одной стороны, он как будто признает, что "все по природе имеют право противиться причинению им насилия" и поэтому "не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям"2.

С другой стороны, он по существу обосновывает представление, согласно которому естественное право сопротивления подданных вер­ховной власти теряет свою силу перед лицом верховного права госу­дарства. "Но так как, — замечает Гроций, — государство установле­но для обеспечения общественного спокойствия, то ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления государственных целей. Поэтому го­сударство и может наложить запрет на это всеобщее право сопротив­ления ради сохранения общественного мира и государственного по­рядка... Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов"3.

Подобный вывод находится в явном противоречии как с ис­ходными принципами учения самого Гроция о естественном праве и правовом характере внутригосударственных законов, так и с его концепцией договорного происхождения государства и граждан­ских установлений.

Более последовательная трактовка рационалистических момен­тов учения Гроция о естественном праве и государстве как союзе Ради соблюдения права использовалась рядом последующих буржу­азных мыслителей (Локк, Руссо, Джефферсон и др.) для обоснования идей и концепций о неотчуждаемых (естественных) правах и свобо-

1 Там же. С. 46.

2 Там же.

' Там же. С. 48. Там же. С. 159.

3 Там же.

454