logo
Философия1

2. Фрэнсис Бэкон

С обоснованием новых философско-правовых идей в области, теории закона выступил Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

Отвергая схоластику и спекулятивный априоризм, он защи­щал и развивал эмпирический метод исследования природы (вклю­чая сюда и "природу человека").

В программном произведении Бэкона "Великое восстановле­ние наук" философско-правовой проблематике посвящен специаль­ный раздел с характерным названием: "Образец трактата о всеоб­щей справедливости, или об источниках права, в одной главе, в форме афоризмов"1.

Проблема "всеобщей справедливости" трактуется Бэконом в юридическом плане, в плоскости надлежащих качеств позитивно­го права, его источников и т. д. "В гражданском обществе, — писал он, — господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда при­нимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источ­ника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное ко­варство, прикрывающееся именем закона, и жесткость самого за­кона" (Афоризм I).

Бэкон проводит различие между законом по существу (спра­ведливым законом, противостоящим насилию, включающим в себя принцип "правового равенства" и выражающим требования "все­общей справедливости") и формальным законом (законом лишь по "обличью", форме, названию, словом — несправедливым, насиль­ственным, антиправовым законом). Речь по сути дела идет о разли- , чении права и закона2. г

Имея в виду именно справедливые (правовые) законы, Бэкон писал, что "законы — якори государства" (Афоризм XXIII).

Наличие этого различения права и закона в концепции Бэкона тем более важно подчеркнуть, что в силу своего метода и преиму­щественного интереса к вопросам позитивного права он оказал за­метное влияние на проникновение эмпирически ориентированного позитивистского метода в юриспруденцию, на становление пози­тивистской правовой науки и вообще развитие юридического пози­тивизма, представители которого, напротив, принципиально отвер­гают такое различие.

См.: Бэкон Ф. Соч. М., 1971. Т. 1. С. 507—536. Ссылки на положения этого трактата в Дальнейшем будут приводиться в самом тексте в виде указания на нумерацию соответствующих афоризмов.

Естественноправовое значение такой бэконовской характеристики закона, как спра­ведливость, отчетливо видно из следующих его слов: "В то же время в высшей степени правильно то, что люди обладают уже от природы некоторыми нравствен­ными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естест­венных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедли­вость, зло". - Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 539.

W

456