logo
Философия1

Глава 1. Античная философия права

413

Как творчество Платона в целом, так и многие положения его правопонимания оказали большое влияние на последующее разви­тие философско-правовой мысли.

6. Аристотель

Большое внимание рационально-теоретическому анализу пра­ва и закона и их социально-политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.

Объектами политической науки являются прекрасное и спра­ведливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней. В "Этике" Аристотель исследует, наряду со специфически этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.

Соотношение этики и политики отчетливо проявляется при " освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество " души и черта характера справедливость является величайшей из

* добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, щедро-

* стью, великодушием и т. д.) и относится к предмету этики; в этом ' аспекте справедливость — часть добродетели. Но у справедливости ' есть и иной аспект, выражающий отношение одного человека к ) другим; в таком смысле справедливость представляет всю доброде­тель в человеческих отношениях и относится к предмету политики. Характеризуя соотношение справедливости и добродетели, Аристотель (Этика, V, 3) замечает: "По существу они тождествен­ны, но в проявлении они различаются: одна — справедливость, доб­родетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, т. е. доб­родетель, — приобретенное душевное качество, взятое безотноси­тельно".

Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, т. е. политическую справедливость.

Отмечая употребление понятия справедливости вообще в раз­личных значениях, Аристотель (Этика, V, 2) пишет: "Итак, поня­тие "справедливость" означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное и не­равномерное (отношение к людям)". Неравномерное и противоза­конное — не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: "ибо все неравномерное противозаконно, но не все про­тивозаконное неравномерно" (Этика, V, 5).

В процессе анализа справедливости как некоторой равномер­ности Аристотель говорит о "специальной справедливости" и раз­личает два вида ее проявления: справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих по-

нятий необходимо для понимания политических и правовых взгля­дов Аристотеля, поскольку речь здесь по существу идет об объек­тивном смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры и т. д.), которая обязательна для политических отношений и спра­ведливого закона.

Распределяющая справедливость — это проявление справед­ливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.), что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и "проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена" (Этика, V, 5). Этот вид справедливости применяется в области гра­жданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и на­казания.

В самом общем виде равномерность характеризуется Аристо­телем как середина между излишком и недостатком, и в этом смысле справедливое есть равномерное. "Итак, — пишет он (Этика, V, 6), — необходимо, чтобы справедливое было серединой и равномерным (по отношению к известным предметам) и лицам; поскольку оно середина, оно должно быть серединою чего-либо (а это есть избы­ток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равномерно относительно двух предметов, а поскольку оно справедливое, оно справедливо относительно известных лиц".

Отсюда Аристотель делает вывод о том, что справедливое пред­полагает, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отноше­нию к которым оно справедливо, и два предмета, по поводу кото­рых оно проявляется. Лишь с учетом правильно найденного соотно­шения всех этих условий можно установить справедливость. Пред­меты, говорит Аристотель, относятся друг к другу так же, как и лица: неравному не соответствует равное. Нарушение этого соот­ветствия приводит к тяжбам и спорам, поскольку в таких случаях равные люди владеют неравным или неравным уделено равное.

В качестве принципа распределяющей справедливости Ари­стотель — со ссылкой на поговорку "делить по достоинству" — обосновывает необходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству. "Все люди, — пишет он (Этика, V, 6), — согласны в том, что распределяющая справедливость долж­на руководствоваться достоинством, но мерило достоинства -не все видят в одном и том же, а граждане демократии видят ее в свободе, олигархии — в богатстве, а аристократии — в добродетели". Сам Аристотель трактует справедливое распределение по достоинству как распределение благ, общих для всех граждан, пропорциональ­но вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина. Тем самым распределяющая справедливость интерпретируется им (не без влияния пифагорейских представлений о числовых харак-

14-

160

414