logo
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

273

ников, занимавших в то время доминирующие позиции в теории права и юридической науке в целом. Стучка при этом высказывает сожаление, что "теперь Пашуканис, "перекаявшись", отказался от своей весьма ценной работы, которой он довести последовательно и с пользою до конца не хотел или не сумел"1.

Критиковал Стучка Пашуканиса и за то, что он, приспосабли­ваясь к изменяющимся обстоятельствам, одновременно разворачи­вал политико-идеологическую критику против сторонников иных подходов и стал применять "просто нехорошие приемы полемики против товарища"2.

Под этими "нехорошими приемами" Стучка прежде всего имел в виду обвинения в его адрес со стороны Пашуканиса за защиту в теории права и практике работы Верховного суда РСФСР принципа эквивалентного возмещения ущерба при лишении имущества. По­литико-идеологическая острота этой проблемы обусловлена тем, что речь фактически шла об имуществе раскулачиваемых крестьян и нэпманов. В этом ключевом вопросе Стучка (при всех неизбежных в тех условиях оговорках, исключениях и т. д.) отстаивал принцип эк­вивалента. Пашуканис же в духе тогдашней практики выступал за безвозмездное изъятие соответствующего имущества и расценивал соблюдение принципа эквивалента применительно к кулакам и нэп­манам как искажение классовой линии и отход от содержащейся в ст. 1 и 4 ГК РСФСР 1922 г. политической установки по ограничению и вытеснению капиталистических элементов. "В статьях 1 и 4, — ут­верждал Пашуканис, — заключалась прямая, ясная политическая директива, состоящая в том, что мы допускаем частнособственниче­ские отношения, частный оборот, ибо этого в данный момент требова­ло развитие производительных сил, но никаких абсолютно частных прав мы не признаем, никаких ius utendi et abutendi3 мы не призна­ем, никакой бессрочной неприкосновенности мы не гарантируем. Эту установку искажали комментаторы в духе кулацкой реставрации"4.

Подобные нападки Пашуканиса были направлены прежде всего против Стучки, который воспринял их как обвинения его "в прямой контрреволюции"5. Но съезд не поддержал этих обвинений. И те­перь, считал Стучка, Пашуканис должен либо заявить о своей ошиб­ке, либо дать "конкретные факты моей якобы классово-вредной работы в Верхсуде, так как иначе я вправе объявить его злост­ным клеветником"6.

1 Стучка П. Мой путь и мои ошибки. С. 79.

2 Там же.

3 Право пользования и распоряжения — формула правомочий собственника. * Пашуканис Е. Основные проблемы марксистской теории права и государства (Док­лад на. I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков) // Со­ветское государство и революция права, 1931, № 1. С. 33.

5 Стучка П. Мой путь и мои ошибки. С. 77.

6 Там же. С. 82.

274 Раздел ГО. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Но Пашуканис не только не отказался от своих обвинений, а, напротив, стремился усилить их, акцентируя внимание на "связи" (на самом деле — мнимой) теории эквивалента с остро критиковав­шимся в то время "бухаринским законом" трудовых затрат. "Зада­ча советских юристов, — поучал Пашуканис "хитростям" непри­менения принципа эквивалента к "врагам", — состояла не в том, чтобы устанавливать универсальный и всеобщий принцип возмезд-ности, а в том, чтобы сделать максимально гибким применение ГК, приспособляя его к каждой данной стадии наступления на капита­листические элементы"1.

Эта подмена права соображениями политической конъюнкту­ры и целесообразности по существу была оправданием беззако­ний. Пашуканис, правда, пытался оправдаться: мол, он не за "на­плевательское отношение к закону", а лишь "против юридизации классовой борьбы, против того, чтобы делать из закона фетиш, про­тив попытки всю политику пролетариата рассматривать через приз­му закона"2. Но тут, как говорится, что в лоб, что по лбу. И приве­денная полемика об эквиваленте — практическое тому подтвер­ждение.