logo
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

381

1 Для реализации этого конституционного положения и в связи с принятием Россия в Совет Европы необходимо принятие комплекса правовых актов, предусматриваю­щих конкретные процедуры и порядок обращения граждан Российской Федерации для защиты своих нарушенных прав и свобод в Европейский Суд по правам чело­века и Европейскую Комиссию по правам человека.

номочий Президента и его доминирующей роли в решении госу­дарственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью.

Конституция наделяет Президента весьма широким кругом прав, который по существу охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти.

Президент Российской Федерации является главой государст­ва и гарантом Конституции. В соответствии с Конституцией и фе­деральными законами он "определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства" (п. 3 ст. 80).

Хотя в соответствии с зафиксированным в ст. 10 Конституции принципом разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную ясно, что президентская власть (вся совокупность конституционных правомочий Президента) — это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда других статей Конститу­ции президентская власть как бы выносится за рамки данной клас­сической триады и конструируется в виде некой отдельной (исход­ной, базовой, всеобщей, так сказать, "нулевой" — по счету звездных величин) власти, возвышающейся над этой привычной триадой.

Так, в Конституции (п. 1 ст. 11) содержится положение о том, что "государственную власть в Российской Федерации осу­ществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Со­брание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правитель­ство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Здесь уже фигурируют четыре власти. Это представление о четырех властях подкрепляется и другими конституционными положе­ниями, согласно которым Президент "обеспечивает согласован­ное функционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти" (п. 2 ст. 80), а "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации" (п. 1 ст. 110).

Одновременно, согласно Конституции (ст. 83,111—112,116—117), Президент обладает широкими решающими полномочиями как в сфере исполнительной власти в целом, так и в вопросах формиро­вания и отставки Правительства (в частности, назначение с согла­сия Государственной Думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, принятие ре­шения об отставке Правительства и т. д.).

Из содержания и характера конституционной регламентации полномочий Президента и Правительства можно сделать вывод о том, что президентская власть, помимо исключительных прав (пре­рогатив) Президента, включает в себя по существу и весь ком­плекс решающих правомочий исполнительной власти.

Отсутствие необходимой четкости в этом вопросе неизбежно Порождает противоречия в системе разделения властей и ведет к Дублированию и параллелизму в деятельности Правительства и

13-

160

382 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

президентских структур (Администрация Президента, Совет Безо­пасности и т. д.).

Неопределенность самой конструкции исполнительной власти (Президент, Правительство) дополняется отсутствием надлежаще­го баланса в ее отношениях с российским парламентом (Федераль­ным Собранием), который, по Конституции (ст. 94), является "пред­ставительным и законодательным органом Российской Федерации".

Федеральное Собрание, по Конституции, вообще не участвует в формировании Правительства, за исключением того, что в отно­шении назначаемого Президентом Председателя Правительства требуется согласие Государственной Думы. Причем "после трех­кратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Пра­вительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы" (п. 4 ст. 111).

К полномочиям Президента относится и представление канди­датур на те должности, назначение которых относится к компетен­ции Совета Федерации (должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации, а также Генерального прокурора Российской Федерации) или Государственной Думы (должность Председателя Центрально­го банка Российской Федерации).

В области контрольных функций парламент обладает лишь правом контроля за исполнением Правительством федерального бюджета (п. 5 ст. 101).

Государственная Дума может выразить недоверие Правитель­ству. При этом Президент вправе объявить об отставке Прави­тельства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно вы­разит недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу (п. 3 ст. 117).

Если вопрос о доверии Правительству поставлен Председа­телем Правительства и Государственная Дума в таком доверии отказывает, Президент имеет право в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государствен­ной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117).

Президент, согласно Конституции (ст. 93), может быть отре­шен от должности Советом Федерации только на основании вы­двинутого против него Государственной Думой обвинения в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Феде­рации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.