logo
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

385

1 См.: Палеев М.С., Пашин С.А., Савицкий В.М. Закон о статусе судей в Российской Федерации. Комментарий. М, 1994.

были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, ус­тановленном новой Конституцией.

Прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел сохраняется впредь до принятия и введения в действие феде­рального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел с участием присяжных заседателей (ст. 6). До приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями новой Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содер­жания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в соверше­нии преступления.

Названные положения Закона "О статусе судей в Российской федерации" от 26 июля 1992 г. и новой Конституции о судебной власти все еще во многом остаются на бумаге и далеки от надлежа­щей реализации в жизни.

В плане практических шагов судебной реформы заслуживает внимания введенный с 1 ноября 1993 г. в виде эксперимента на территории ряда регионов (Ставропольский край, Ивановская, Мо­сковская, Рязанская и Саратовская области) новый порядок судо­производства — участие присяжных заседателей при рассмотре­нии в соответствующих краевых и областных судах дел об особо тяжких преступлениях. В дальнейшем этот новый порядок был распространен на некоторые новые регионы (Алтайский и Красно­ярский края, Ульяновская и Ростовская области).

В целом судебная реформа и движение к независимому суду в постсоциалистической России осуществляются медленно и непосле­довательно, в условиях мощного сопротивления со стороны разного рода консервативных сил и бюрократических властных структур.

Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы так трудно обретае­мая независимость суда и судей от прежнего партийно-админист­ративного диктата и контроля не обернулась бы дурной "незави­симостью" от всего и вся, "свободой" для себя, кастовой автарки­ей судебной власти, ее превращением в непроницаемое и бескон­трольное "государство в государстве". Иначе наше общество, столь Долго ждущее независимого суда, окажется в феодальной зависи­мости от него.

Многое здесь, в конечном счете, будет зависеть от уровня пра­вовой культуры и государственно-правового сознания наших су-Дей, их ответственности за судьбы правопорядка в стране, их ак­тивной и последовательной позиции в утверждении начал права, правовой законности и правосудия во всех сферах общественной и государственной жизни, включая, разумеется, и сферу судебной власти. Никто эту правоутверждающую и правозащитную работу вместо суда и без суда не сделал и сделать не сможет. Отсюда и его Незаменимая роль и решающее значение для всей реальной право-Вой жизни, прав и свобод человека, гражданского общества и пра­вового государства.

386